Экспонат месяца

Неизвестный художник. Казнь в присутствии Петра I. Холст, масло. XIX век

Сразу после казни Пётр поднял отрубленную голову, поцеловал ещё неостывшие губы и стал демонстрировать собравшимся устройство кровоснабжения головного мозга. По приказу царя голова фрейлины была помещена в спиртовой раствор и хранилась в Кунсткамере.

Блохоловка. Архангельская губерния, XVIII в. Моржовый клык, резьба.

Изящная резная башенка с множеством отверстий, выполненная мастерами русского севера из моржового клыка – блохоловка. Она впервые появилась в средневековой Европе, где уход за телом считался грехом и процедурой, вредной для здоровья. Люди мылись очень редко, особенно во время эпидемий чумы.

В России блохоловки появились, когда Пётр I привёз из Европы моду на пышные платья из дорогих тканей с множеством рюш и оборок. Они не стирались, а лишь вытряхивались и просушивались. Тогда же в моду вошли высокие причёски, создаваемые с помощью бараньего жира. Их не разбирали неделями, только поправляли и припудривали ежедневно. И главное – русские аристократы, на европейский манер, перестали ходить в баню.

 

 

 

Для выхода в свет русским модницам понадобились блохоловки. Их убирали в парики, корсеты, складки платья. В нижнюю отвинчивающуюся часть помещали в качестве приманки маленький кусочек ткани, смоченный кровью, и… капельку мёда. Блоха находила источник запаха, забиралась внутрь башенки и прилипала к мёду, не беспокоя больше «хозяйку».

 

Чаще всего блохоловки изготавливали из кости, но бытовали и другие, например, в виде мехового надушенного боа или живого зверька – куницы, хорька, собачки. Необходимость в блохоловках отпала с ростом уровня гигиены.

Архив экспонатов