Экспонат месяца

Скульптура «Степан Чумпин». Каслинский чугунолитейный завод, нач. ХХ в. Чугун; литье

К середине XVIII века Урал превратился в промышленный центр, здесь появились заводы Демидовых и Осокиных. Именно в это время Степан Чумпин решил воспользоваться своей тайной. Однажды, гуляя на этой горе, он нашел кусок руды и отнес его горному мастеру Ярцеву. Вместе они...

Икона «Пастырь Добрый». 1880-е гг. Картон, масло.

В искусстве иконографии существуют каноны изображений библейских сюжетов. Но иногда художник-иконописец выходит за рамки канона, чтобы выразить идею. Икона «Пастырь добрый» из коллекции Егорьевского историко-художественного музея относится к числу уникальных произведений русской культуры. Она является частью живописного собрания Михаила Никифоровича Бардыгина, сложившегося трудами двух поколений семьи Бардыгиных в конце XIX-начале XX века. Возникновение этой иконы непосредственно связано с трагической гибелью императора Александра II в 1881 году, после которой в народном сознании появилось его особое почитание не только как Царя Освободителя, но и как великомученика. В публикуемой иконе мы видим живой процесс народного иконографического творчества: в контекст традиционного иконографического сюжета «Христос – добрый пастырь» ее автор смело вносит ассоциативную глубину и оригинальность художественной формы.
В основе иконы, в ее центре Спаситель нежно несет на руках заблудшую овечку - символ раскаявшейся христианской души. Вокруг него овцы - паства Христова. На одной линии с Христом - изображения четырех евангелистов. Неизвестный художник включил их сюда, так как видение образов Христа и христиан как пастыря и овец основано на притчах Учителя.
Канонически евангелисты изображаются в человеческом обличье или в образах мифических существ: крылатого льва (ап. Марк), ангела (ап. Матфей), крылатого вола (ап. Лука), орла (ап. Иоанн). На нашей иконе художник изобразил слева апостола Матфея в человеческом обличье с зеленой ветвью в руке, а около него – льва (ап. Марк), как символ апостола Марка. Справа от Христа апостол Лука в образе человека, над которым парит белый орел с зеленой ветвью (ап. Иоанн). Вместе с Христом, апостолами, белыми овечками, на фоне живописных трав и деревьев внизу включено изображение убиенного императора, как бы уже находящегося в раю в одном пространстве со Спасителем. Голова императора покоится на красной подушке, как явный намек на кровавую и мученическую его смерть.
Оригинальная деревянная резная рама картины является смысловым продолжением иконы. Вверх на раму вынесено изображение Бога Саваофа и резные символы: латинский крест, чаша и виноградная лоза, как знаки веры и искупления, а две книги - закрытая и открытая – Святые Писания Нового и Ветхого Завета.
В нижних углах композиции иконы «Пастырь добрый» художник поместил сцены Ветхого Завета. Справа - «Помазание Саула пророком Самуилом». Саул - первый царь Израиля, правивший еще в XI веке до нашей эры, стоит на коленях. Пророк Самуил льет священное масло елей из рога на голову Саула в знак небесного покровительства и законной власти. Отсюда исходит традиция таинства миропомазания во время коронации русских царей - Помазанников Божьих. В отношении Александра II можно сказать, что впервые за 180 лет в 1855 году в царской России сын принял правление от отца, можно сказать, естественным образом, без кровопролития и заговоров. Его правление было освящено Русской Православной Церковью.

Второй сюжет из Ветхого Завета на иконе внизу слева - «Моисей перед неопалимой купиной». Моисей - великий вождь, другими словами, пастырь иудейского народа. В сюжете «Неопалимая Купина» или «Горящий куст» рассказывается: пася стада овец, Моисею было видение куста, который горел и не сгорал. Из куста к нему воззвал сам Господь, говоря ему, что он должен освободить народ Израиля от угнетателей-египтян и вывести его в Ханаан, «где течет молоко и мед». Моисей изображен стоящим на коленях перед кустом. Здесь легко провести параллель с миссией Александра II как царя-Освободителя своих подданных.

 

Эта сцена соотносится с социальными и экономическими реформаторскими усилиями правления Александра II и, прежде всего, конечно, с подписанием Манифеста 1861 года. На гравюре, хранящейся в фондах нашего музея, «Поднесение Государю Императору хлеба-соли в Москве от крестьян, фабричных ремесленников и рабочих», выпущенной в 1861 году Московским издательством Лаврентьевой, изображен император, стоящий на крыльце дворца. Перед ним четыре выборных подносят ему хлеб-соль. Крестьяне и фабричные ремесленники стоят перед государем на коленях. На балконе супруга императора. Гравюра выполнена в типично лубочном стиле - внизу пространная подпись. 

Но вернемся к рассмотрению иконы «Пастырь добрый» - в верхней ее части помещены сцены из Нового Завета: «Моление о чаше» и «Несение Креста». В сознании зрителя в контексте осмысления аллюзий из Нового Завета эти сюжеты соотносятся с тяготами царской власти.

С судьбой императора Александра II связана и постройка в городе храма Александра Невского. Он был заложен в 1879 году по инициативе городского головы Н.М. Бардыгина в память о счастливом избавлении императора Александра II от очередного покушения. Руководил строительством рязанский губернский архитектор Николай Николаевич Вейс. Но он вскоре умер, а фундамент дал трещины. После его смерти московский архитектор Александр Степанович Каминский спас храм от неминуемой разборки из-за допущенной прежде инженерной ошибки. В 1897 году храм был освящен. Его украшали великолепная живопись и 4-х ярусные византийского типа иконостасы, исполненные московскими живописцами и егорьевскими мастерами-резчиками на средства Н.М. Бардыгина.

Законченный и величественный вид храму придала 3-х ярусная шатровая колокольня, возведенная в 1913-1914 гг. московским архитектором Иваном Тимофеевичем Барютиным на средства М. Н. Бардыгина.Храм - главная православная святыня города вмещает до трех тысяч прихожан. Сегодня она является туристической и паломнической достопримечательностью города Егорьевска. 

 

Архив экспонатов