Экспонат месяца

Скульптура «Степан Чумпин». Каслинский чугунолитейный завод, нач. ХХ в. Чугун; литье

К середине XVIII века Урал превратился в промышленный центр, здесь появились заводы Демидовых и Осокиных. Именно в это время Степан Чумпин решил воспользоваться своей тайной. Однажды, гуляя на этой горе, он нашел кусок руды и отнес его горному мастеру Ярцеву. Вместе они...

Партикулярные предметы. Тула, XIX в. Сталь, медь; полировка, насечка, инкрустация

Комплекс художественных стальных изделий тульских мастеров – гордость любого музейного собрания. Искусство тульских оружейников в России давно стало синонимом непревзойденного мастерства: блестящего сочетания оригинальности конструкции, высокого технического качества обработки металла и красоты художественного оформления изделий. Виртуозная работа по стали и стремление добиться максимального совершенства в отделке оружия и предметов светского характера тульскими "златокузнецами" обусловили возникновение чрезвычайно своеобразного и интересного направления в русском декоративном искусстве XVIII-XIX вв.

Известность к тульским мастерам пришла еще XVI в., когда кузнецы, жившие в слободе, исполняли государственные заказы на изготовление пищалей и самопалов. В 1712 г. здесь основали завод, а со временем Тула стала центром русского оружейного производства.

В начале XVIII в., помимо выполнения заказов на оружие, мастера были заняты изготовлением бытовых предметов, что способствовало развитию в Туле своеобразного промысла. Временем наивысшего расцвета промысла тульских оружейников считается вторая половина XVIII в., когда изделия заказывались Екатериной II для оформления интерьеров столичных и загородных дворцов.

Известно, что Екатерина II не раз дарила вещи тульской работы иностранцам, которые ценили сочетание вороненой стали с позолотой и мастерство, с которым были выполнены украшения. Несомненно, в государственные интересы входило прежде всего развитие оружейной промышленности, но бытовые или «партикулярные», как их называли в XVIII в., изделия, удивляли европейцев своей необычностью, изяществом и тонкостью работы.

В начале XIX в., в связи с войнами 1805-1815 гг., тульским оружейникам запрещалось изготовление партикулярных предметов. А когда в 1824 г. оружейникам вновь разрешили частную работу, искусство художественной обработки стали было утрачено. В экспозиции Егорьевского музея можно увидеть комплекс тульских стальных изделий в хорошей сохранности.

Коллекция орнаментированных тончайшей бронзовой насечкой «партикулярных» изделий в Егорьевском музее небольшая. Она состоит из шкатулки­швейки, салфетницы, подсвечника, курильницы, копилки, подставки под гусиные перья и прибора для письма.

Чернильный прибор выполнен в виде глобуса, который закреплён на подвижной ножке, опирающейся на квадратный пьедестал. Вокруг ножки выгравирован «вечный» календарь (до 2000 г.). При вращении ножки числа выстраиваются по дням недели, при желании можно заглянуть в прошлое или будущее и определить нужный день недели. Поверхность глобуса украшена насечкой — инкрустацией в виде цветочных гирлянд, вазонов, рогов изобилия из стали и красной меди. При нажатии на навершие прибора — шишечку — глобус раскрывается, обнаруживая скрытые от глаз чернильницу и песочницу. Для изготовления чернил использовали наросты на листьях дуба («чернильные орешки»), вишнёвый клей и смесь кислого и пресного мёда или ольховую кору, кислые щи и окись железных опилок. В песочнице хранился мелкий кварцевый песок, которым нужно было посыпать бумагу для более скорого высыхания чернил.

Эти изделия в 1998 г. были отреставрированы незаурядным умельцем И.П.Смирновым, который разработал свой метод реставрации предметов из металла и отработал его более чем на 8 тысячах экспонатов в 15 музеях России. Суть этого метода в том, что продукты коррозии на пораженном предмете не вытравливались, а замещались, позволяя получить поверхность, максимально приближенную к оригинальной.

 Архив экспонатов