Рамка для меню праздничного ужина. Фаянс, рельеф, роспись. Тверь, завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1890 г.

Борщ и бульон, пирожки, стерляди на шампанском, котлеты со спаржей, дичь, салат и огурцы, мороженое. Такими блюдами угощали гостей званого ужина, посвященного серебряной свадьбе «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова и его супруги Надежды Вуколовны.

Торжество состоялось 29 октября 1890 года в Москве. На память о знаменательном событии гости, имевшие честь присутствовать на ужине, получили художественно оформленные меню, благодаря которым мы и можем узнать перечень поданных угощений. Егорьевский музей – единственный, где можно увидеть фаянсовую рамку под меню, трогательного знака памяти о долгой совместной жизни Надежды и Матвея Кузнецовых.

 

 

Что же за человек был купец 1 гильдии М.С. Кузнецов? Известно, что он был предпринимателем в 4 поколении, родом из Гжели. Его прадед Яков Васильевич открыл фарфоровый заводик с двумя печами для обжига глины на берегу маленькой речки, когда еще и сама Гжель была небольшой деревней.
Дело пошло в гору, и в 1832 году дед М.С. Кузнецова Терентий основал у деревни Дулево фарфоровый завод, в настоящее время это всемирно известный завод в городе Ликино-Дулево.
Шли годы. У Терентия Яковлевича подрастал сын Сидор, который в 1843 году открыл фарфоровый завод в Риге. Костяк рижского производства составляли мастера и рабочие, привезенные из Гжели. Предприятие выпускало столовую и чайную посуду, а также электроизоляторы. Сидор Терентьевич шел в ногу со временем и осознавал, что за электричеством стоит большое будущее. Его рижский завод был очень прибыльным.

В 1864 году его сын Матвей становится владельцем всех семейных предприятий. Еще на рижском заводе он освоил навыки управления и все тонкости керамического производства. Закончив коммерческое училище, М.С. Кузнецов взял курс на построение всемирной фарфоровой империи. К 1889 году у него было уже 18 предприятий, на базе которых и было создано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова». Газеты писали о нем как о человеке светлого ума, энергичном и очень деятельном.
В начале ХХ века на предприятиях купца производилось две трети фарфорово-фаянсовой продукции России, ассортимент изделий постоянно расширялся и обновлялся с учетом меняющихся вкусов населения. Одних сервизов насчитывалось около 200 наименований! Для церквей изготавливались иконостасы, купцы и дворяне покупали панно и камины.
Товарищество Кузнецова было участником многих крупных отечественных и зарубежных выставок, где данная продукция всегда удостаивалась высоких наград. Так на Всемирной выставке в Париже в 1889 и 1890 годах, а в Реймсе в 1903 году Товарищество было удостоено самых высоких наград и медалей, сам же М.С. Кузнецов получил орден Почетного Легиона - высшую награду французской республики.
В тогдашней России Кузнецов был фигурой очень заметной, получил право именоваться «Поставщиком двора Его Величества».


Художественно оформленные меню в России традиционно сопровождали торжественные и праздничные застолья. Рамка для меню из собрания Егорьевского музея была изготовлена в Твери на заводе Товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова. Ее украшает монограмма МНК – начальные буквы имен виновников торжества, даты юбилея 1865-1890 и элементы растительного декора в русском стиле. Сам текст меню выполнен на картоне, он содержит дату праздничного ужина и перечень блюд. Слева от него изображены предметы древнерусской посуды: квасник, кубок, блюдо и фигура гусляра. Все это является символом древнерусского пира.
Меню изготовлено по рисунку известного московского архитектора Франца Осиповича Шехтеля. Один из самых известных реализованных проектов этого архитектора – здание Ярославского вокзала в Москве. Шехтель на протяжении многих лет был близок к семье Кузнецовых и не раз выполнял их заказы. В 1888-1891 годах Шехтель сделал в одном из домов усадьбы Кузнецова столовую «в русском стиле». По легенде, Матвей Сидорович заказал ее в подарок жене к серебряной свадьбе. Главным украшением столовой стала необыкновенно красочная керамика – печь, камин, настенные панно, многочисленные вазы и блюда. Их отличает яркий и сложный растительный орнамент, соединивший древнерусские мотивы с фантазией художника. Впоследствии Шехтель включил эту столовую в число своих важнейших проектов. По стилю декор керамики столовой и меню Егорьевского собрания очень близки.
Использование русского стиля в оформлении и меню, и столовой не случайно: Товарищество М.С. Кузнецова стало активным проводником новой художественной программы с ее русскими мотивами и русскими темами. К этой работе привлекались крупнейшие русские художники, а в Строгановском училище М.С. Кузнецов имел своих стипендиатов. Недаром поклонники Матвея Сидоровича называли его хранителем русских народных традиций. 

16 октября 2020, 15:36