Экспонат месяца

Иван Лебедев. «СТАРИК С ГЛОБУСОМ» (Галилей). 1880 год. Холст, масло

Герой картины – выдающийся итальянский физик, механик, философ и математик, изобретатель телескопа, астроном, оказавший значительное влияние на науку. Последователь Коперника, Галилей был сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело его к конфликту с...

Салфетка. Россия, XIX в. Бисер, вышивка.

Бисерные работы выделяются среди других видов женского рукоделия тем, что их краски не поблекли от времени и способны донести до нас замысел мастериц практически без искажений.

Историки связывают появление стекла с Древним Египтом, основанием чему служат многочисленные археологические находки.  Именно здесь почти 6 тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие, круглые или многогранные, бусинки с отверстиями для продевания нитки. Слово «бисер» происходит от названия «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного стекла, по-арабски – бусра или бусер.

Из Древнего Египта  производство стекла распространилось в Римскую империю, после ее падения – в Византию. Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, но оно надолго было прервано татаро-монгольским нашествием и только в XVI в. началось его возрождение. Особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров.

В 1221 г. все стеклодельные мастерские были, во избежание пожаров, перенесены из города на остров Мурано. Возникший здесь центр изготовления бисера долгое время оставался практически единственным в мире. До сих пор почти весь этот остров представляет собой своего рода лабиринт из стекольных мастерских, магазинов, выставочных залов и музеев, переполненных разнообразнейшими изделиями из стекла.

Монополия Венеции сохранялась приблизительно до конца XVII в., затем центры производства бисера возникают в разных странах, причем особенно мощную конкуренцию Венеции составила Богемия. М.В. Ломоносов попытался наладить производство бисера в России. В 1754 г. организованная им фабрика в Усть-Рудице под Ораниенбаумом выпустила первую продукцию. Впрочем, фабрика просуществовала недолго: после смерти ученого ее закрыли, не успев должным образом развернуть производство.

Технология изготовления бисера достаточно трудоемка: окрашенное стекло вытягивают в нагретом состоянии в трубки малого диаметра, от которых отсекают колечки. Полученное бисерное сырье отсеивают от осколков, обрабатывают шлифовальной смесью из толченого угля с известью и глиной во вращающемся барабане, после заполнения отверстий бисера барабан нагревают в печи при непрерывном вращении. Размягченные стеклянные колечки округляются, причем вращение не дает им сплющиться, а порошок — заплыть отверстиям. Освобожденный от шлифовальной смеси бисер полируют, и он вновь обретает блеск. Количество сортов бисера, различающихся размером, цветом, прозрачностью, огранкой, было в эпоху расцвета бисерного рукоделия огромно.

В конце XVIII в. этот вид рукоделия обретает характер массового увлечения. В это время в европейских странах вошел в моду стиль, позднее названный «бидермейер», поэтизировавший прелести семейного уюта, замкнутой, тихой буржуазной жизни. Образ добродетельной хозяйки дома, вышивающей бисерный бумажник к именинам супруга, или юной девицы, вяжущей кисет для любимого дядюшки, как нельзя лучше соответствовал идеалу эпохи. В Россию эта мода пришла с некоторым опозданием, зато нашла здесь для себя благодатную почву. Это было обусловлено и вековой привычкой русских женщин к рукоделию, и давней их любовью к цветистому узорочью. Кроме того, культура женских рукоделий всегда поддерживалась на высоком уровне в многочисленных монастырях. Эти факторы определили не только расцвет бисерного рукоделия в России, но и неповторимое своеобразие русских бисерных работ, несмотря на то, что почти весь бисер для вышивания, да и значительная часть рисунков привозились из-за границы.

Основной проблемой в бисерном рукоделии являлось нанизывание бисеринок на нитку, поскольку диаметр отверстия в старинном бисере не превышает 0,2—0,3 мм. Для работы с ним использовались специальные иглы. Иногда же просто вощили конец нитки и для прикрепления каждой бисеринки сначала нанизывали ее на нитку, потом продевали нитку в иголку, затем иголкой делали стежок, снимали иголку и повторяли все сначала со следующей бисеринкой. Если учесть, что при вышивании одной стороны небольшой салфетки из собрания ЕИХМ могло использоваться около тысячи бисеринок, становится понятным объем труда вышивальщицы. А о том, как в денежном отношении оценивалась работа рукодельницы, можно судить, например, по такому сравнению: вышитый бисером кисет мог стоить около 30 рублей, а пуд сливочного масла – 13 рублей.

Одним из наиболее распространенных видов бисерного рукоделия была вышивка, но для изготовления бисерных вещей использовались и другие способы: вязание, крючком и на спицах, ткачество, плетение и даже мозаика на воске или на особых смолах. Вязание, например, было очень удобным для изготовления предметов сложной формы: таких, как например, чехол на чернильницу, или игольник, куда рукодельница убирала свои принадлежности.  

Непростой задачей являлся и выбор подходящего рисунка. Ведь во многих случаях он должен был быть не только красивым, но и нести определенную смысловую нагрузку. Существовали особые указания о том, кому и для чего прилично вышивать тот или иной сюжет: например, военные трофеи могли украшать бумажник офицера; голубка в гнезде – свадебное поздравление. Чехол для рожка, использовавшегося для кормления, из собрания музея украшает изображение ангела и надпись: «Ангел питает младенца».

В XVIII в. особую популярность приобрели бисерные кошельки и монетницы. Они могли принадлежать как даме, так и мужчине. Существовали монетницы в виде мешочка с двумя вязанными из бисера отделениями, соединенными нитяной сеткой с прорезью. Монеты опускались через прорезь, а закрывалась такая монетница передвижением двух надетых на нитяную сетку колечек. Схожую конструкцию имели монетницы в виде кувшинчика. У них из бисера выполняли только тулово, а горлышко, носик и ручку вязали из ниток. В качестве замка служило надетое на горлышко металлическое колечко. Но большая часть монетниц заканчивалась просто нитяной сеткой с продернутым через нее шнурком. Бисерные монетницы исчезли из обихода, когда в 1847 г. было изобретено портмоне.

В период увлечения бисерным рукоделием им занимались не только женщины, были и мужчины, посвящавшие много времени этому занятию. Достаточно вспомнить губернатора из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Впрочем, подавляющее большинство вышивок выполнялось женщинами, которые работали не на продажу и не на заказ. Сделанные своими руками вещицы создавали уют, подчеркивали личные склонности, выражали чувства рукодельницы. Сами работы и украшенный ими дом не демонстрировали богатство и вкус владельцев, но в какой-то степени противопоставлялись неустроенности окружающего мира, рассматривались как способ отгородиться от него и воплотить «проявления идеального» в частной жизни.

И стоит надеяться, что созданные два столетия назад неизвестными мастерицами изделия впитали в себя и донесли до наших дней частицу той особой атмосферы.

Архив экспонатов