Экспонат месяца

Скульптура «Степан Чумпин». Каслинский чугунолитейный завод, нач. ХХ в. Чугун; литье

К середине XVIII века Урал превратился в промышленный центр, здесь появились заводы Демидовых и Осокиных. Именно в это время Степан Чумпин решил воспользоваться своей тайной. Однажды, гуляя на этой горе, он нашел кусок руды и отнес его горному мастеру Ярцеву. Вместе они...

Сани. Россия. XVIII в. Дерево, резьба, роспись

 

Одним из самых древних изобретений человека многие считают колесо, но сани гораздо древнее. Сегодня они стали ребячьей зимней забавой, а когда-то человек не мог без них обойтись.

В народе ходило поверье: «Сани от Бога, а колесо от черта». Это вполне объяснимо: колесо тряское и ненадежное, к тому же за него надо платить колеснику-мастеру, а сани можно было изготовить самому. Сани воспринимались как нечто божественное – говорили, что Солнце ездит в них по небу, умерших по древней традиции тоже старались везти к месту погребения на санях. Само слово «сани» связано с корнем «сан»  (змея). А ведь змея – животное сакральное.

Но сани не только заканчивали человеческую жизнь, но и начинали ее. Вплоть до ХХ века с ними был связан веселый праздник Масленицы, весеннего пробуждения природы. На Масленой неделе непременно устраивались санные катания, на которые парни старались заманить девчат. Согласится девушка сесть в праздничные сани, значит, не прочь продолжить знакомство. А там недалеко и до свадьбы, где жениха и невесту опять усаживали в сани. О том, что сани в жизни наших предков занимали значительное место, говорит обилие посвященных им пословиц. Самая известная – «Готовь сани летом». Оно и понятно: если поленишься, не в чем будет не только невесту покатать, но и товар на рынок отвезти, в лес за дровами съездить. Пропадешь, одним словом.

Не менее популярная была и другая пословица: «Не в свои сани не садись». Ведь сани прежде говорили о достатке и положении своего владельца яснее, чем сегодня иномарки. Знатоки подмечали все: из какого дерева сделаны полозья (лучшими считались дубовые), как разрисованы сани, чем обиты они внутри – медвежьей шкурой или простой холстиной. Ниже всего по статусу считались крестьянские дровни без бортов или розвальни – с бортами, но без спинки.

 

Люди состоятельные разъезжали в полузакрытых санях, в которых можно было не только удобно сидеть, но и лежать на подушках, укрывшись мехом. Самыми престижными были так называемые «немецкие» сани – сделанные на манер карет. В них передняя часть была высокой, чтобы в кузов не летела пыль и грязь из-под копыт лошадей, а седоки могли сидеть лицом друг к другу. Возница в этих санях сидел на облучке снаружи, отдельно от богатой публики. Из Европы со временем пришло к нам и другое усовершенствование: на полозья саней начали набивать железные полоски, а потом целиком стали делать их из железа и стали.

Сани, находящиеся в экспозиции Егорьевского музея, были изготовлены из дерева в XVIII веке. Они невысоки – 1 метр 10 см, длина саней – 150 см. Сани украшены богатым резным декором в стиле барокко, частично расписаны золотой и красной краской. Кроме этого, сани оснащены металлическими полозьями с тормозами. Спереди полозья смыкаются, и в них с помощью канатов можно впрячь как лошадей, так и более мелких домашних животных. Повозка рассчитана на одного пассажира и одного кучера, для которого предусмотрено специальное английское сидение снаружи саней. Его форма актуальна и в наше время, ее используют у сидений велосипеда. Внутри саней – съемное дно, которое облегчает очистку саней от снега.

Подобные сани встречались в дворянском быту, их прототипом были «маскарадные сани», которые вошли в русский обиход с воцарением Петра Великого. Такие сани использовались в среде высшей аристократии при коронационных торжествах, в маскарадных празднествах, на Масленицу и во время других зимних увеселений.

В XVII веке «маскарадные» сани привозили из Европы, но уже в начале XVIII века их стали делать в России.

  • Сани. Россия. XVIII в. Дерево, резьба, роспись