Сани. Россия. XVIII в. Дерево, резьба, роспись

 

Одним из самых древних изобретений человека многие считают колесо, но сани гораздо древнее. Сегодня они стали ребячьей зимней забавой, а когда-то человек не мог без них обойтись.

В народе ходило поверье: «Сани от Бога, а колесо от черта». Это вполне объяснимо: колесо тряское и ненадежное, к тому же за него надо платить колеснику-мастеру, а сани можно было изготовить самому. Сани воспринимались как нечто божественное – говорили, что Солнце ездит в них по небу, умерших по древней традиции тоже старались везти к месту погребения на санях. Само слово «сани» связано с корнем «сан»  (змея). А ведь змея – животное сакральное.

Но сани не только заканчивали человеческую жизнь, но и начинали ее. Вплоть до ХХ века с ними был связан веселый праздник Масленицы, весеннего пробуждения природы. На Масленой неделе непременно устраивались санные катания, на которые парни старались заманить девчат. Согласится девушка сесть в праздничные сани, значит, не прочь продолжить знакомство. А там недалеко и до свадьбы, где жениха и невесту опять усаживали в сани. О том, что сани в жизни наших предков занимали значительное место, говорит обилие посвященных им пословиц. Самая известная – «Готовь сани летом». Оно и понятно: если поленишься, не в чем будет не только невесту покатать, но и товар на рынок отвезти, в лес за дровами съездить. Пропадешь, одним словом.

Не менее популярная была и другая пословица: «Не в свои сани не садись». Ведь сани прежде говорили о достатке и положении своего владельца яснее, чем сегодня иномарки. Знатоки подмечали все: из какого дерева сделаны полозья (лучшими считались дубовые), как разрисованы сани, чем обиты они внутри – медвежьей шкурой или простой холстиной. Ниже всего по статусу считались крестьянские дровни без бортов или розвальни – с бортами, но без спинки.

 

Люди состоятельные разъезжали в полузакрытых санях, в которых можно было не только удобно сидеть, но и лежать на подушках, укрывшись мехом. Самыми престижными были так называемые «немецкие» сани – сделанные на манер карет. В них передняя часть была высокой, чтобы в кузов не летела пыль и грязь из-под копыт лошадей, а седоки могли сидеть лицом друг к другу. Возница в этих санях сидел на облучке снаружи, отдельно от богатой публики. Из Европы со временем пришло к нам и другое усовершенствование: на полозья саней начали набивать железные полоски, а потом целиком стали делать их из железа и стали.

Сани, находящиеся в экспозиции Егорьевского музея, были изготовлены из дерева в XVIII веке. Они невысоки – 1 метр 10 см, длина саней – 150 см. Сани украшены богатым резным декором в стиле барокко, частично расписаны золотой и красной краской. Кроме этого, сани оснащены металлическими полозьями с тормозами. Спереди полозья смыкаются, и в них с помощью канатов можно впрячь как лошадей, так и более мелких домашних животных. Повозка рассчитана на одного пассажира и одного кучера, для которого предусмотрено специальное английское сидение снаружи саней. Его форма актуальна и в наше время, ее используют у сидений велосипеда. Внутри саней – съемное дно, которое облегчает очистку саней от снега.

Подобные сани встречались в дворянском быту, их прототипом были «маскарадные сани», которые вошли в русский обиход с воцарением Петра Великого. Такие сани использовались в среде высшей аристократии при коронационных торжествах, в маскарадных празднествах, на Масленицу и во время других зимних увеселений.

В XVII веке «маскарадные» сани привозили из Европы, но уже в начале XVIII века их стали делать в России.

16 октября 2020, 15:36