Экспонат месяца

Скульптура «Степан Чумпин». Каслинский чугунолитейный завод, нач. ХХ в. Чугун; литье

К середине XVIII века Урал превратился в промышленный центр, здесь появились заводы Демидовых и Осокиных. Именно в это время Степан Чумпин решил воспользоваться своей тайной. Однажды, гуляя на этой горе, он нашел кусок руды и отнес его горному мастеру Ярцеву. Вместе они...

Скульптура «Тройка». Сергиев-Посад, нач. XX в. Дерево, резьба, роспись

«Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал. Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи...»

Русская тройка, олицетворение русской души и русской природы, со времени своего появления превратилась в национальную гордость. Каждый день телезрители видят своеобразный символ России – летящую тройку светло­серой масти на заставке программы российского канала «Вести». Такая запряжка из трех лошадей, идущих в ряд, чисто русское изобретение, аналогов которой в мире нет.

Изображение русской тройки нашло широкое отражение в литературе, музыке, живописи, скульптуре.

С какой любовью, с каким мастерством неизвестный сергиево-посадский резчик в начале прошлого столетия создает деревянную скульптуру в виде птицы-тройки. В праздники в монастырь стекался люд со всей страны. На посадской площади шумел торг, где продавались изделия местных ремесленников. С помощью нехитрых инструментов: стамесок и ножа – вырезали настоящие произведения искусства. Покупателями были люди разного сословия, в основном мещане и купцы, которые такую скульптуру с удовольствием приобретали для украшения интерьеров, вместо недоступных по цене фарфоровых изделий.

«И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя...расторопный мужик...Привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась…»

Впервые упоминание о тройке встречается в документах XVII в., рассказывающих нам об истории русской почты. Потребность в резвой выносливой упряжке ощущалась в России с давних пор. Нашим прадедам приходилось преодолевать огромные расстояния. И днем и ночью мчались по бесконечным дорогам ямские экипажи, везущие почту, пассажиров, грузы... Тройку лошадей впрягали в кибитку, тарантас, сани, иногда возок.

Свои собственные конные выезды имели только очень обеспеченные люди. Как, например, изображена мастером эта купеческая чета, явно демонстрирующая свой крепкий достаток. Ведь красота лошадей, экипажа и упряжи была предметом особой заботы т престижа.

Никто не отказывал себе в удовольствии в праздничные дни щегольнуть статными рысаками, разукрашенными санями с коврами и медвежьими шкурами, и покататься с ветерком на тройке с бубенцами.

Русская тройка считается самой красивой и самой быстрой среди остальных видов упряжи. Это единственная в мире разноаллюрная запряжка лошадей. Своеобразие ее заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью в центре упряжки коренника как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные. Благодаря этому все три лошади меньше устают, но в то же время поддерживают высокую скорость.

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «Черт побери все!» - его ли душе не любить ее... Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит...»

Собрать хорошую тройку – большое мастерство. Лошадей нужно выровнять по темпераменту, складу и силе. Чтоб коренник поспевал за пристяжными, он должен быть хорошей резвости. А если пристяжные будут слабоваты, то коренник быстро выдохнется. Поэтому центровыми в упряжке были в основном орловские рысаки. Немаловажным также было и умение ездока. При остановке необходимо было так сдерживать всех 3-х лошадей, чтоб они не сбивали друг друга.

Русская троечная упряжь исключительно рациональна, в ней нет ни одной лишней детали. Удивительно, с какой тщательностью и достоверностью на музейной тройке выполнены все элементы конской упряжи. И, конечно же, важной особенностью тройки являются ее обильные украшения. Обычно красочно оформлялись хомуты, на уздах, шлеях свисали разноцветные кисти.

Но предметом особой гордости являлась дуга, которую часто расписывали ярким красками и золотом. Золоченая дуга должна была гореть под лучами солнца на фоне лесов, полей... Кроме прикладной цели такого красочного убранства, т.е. видеть тройку издалека, была еще и эстетическая – радовать, веселить взор.

«Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?... Что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»

Русская тройка услаждала не только взор, но и слух. Попытки привить русской почте сигнальный иностранный рожок предпринимались со времен Петра I, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецким окриком, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Их наказывали штрафами и побоями, но все это не помогало. В последней трети XVIII столетия кто-то придумал в качестве сигнала использовать бронзовый колокольчик. Он издавал требовательный звон, слышимый за 2 версты. А еще скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

Иностранцев все поражало в русской тройке; необычным способом впряженные лошади, поддужный колокольчик, расписная дуга - все это наше русское, вошедшее в число вечных ценностей национальной культуры.

Так в чем же, все-таки заключается феномен русской тройки? Может быть, в магическом числе три. Вспомните народные сказки - три девицы под окном, было у царя три сына, трижды старик закидывал невод, три желания. И в тройке лошадей есть что-то сказочное, волшебное.

«Эх, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти, не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!...Русь, куда ж несешься ты?»

Архив экспонатов