Экспонат месяца

Кубки. Стекло бесцветное; гравировка, гранение. Завод Мальцовых, XVIII век

Гордость музейного собрания – дарственные, или подносные, кубки и стопы эпохи императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с гравированными гербами, императорскими портретами и вензелями. Выполнены кубки на знаменитых предприятиях Мальцовых. Нанесение на кубки...

«Фейки» прошлого. «А царь-то – настоящий!»

Неизвестный художник. Портрет Ивана Грозного. XIX век. Холст, масло

К личности Ивана Грозного интерес никогда не утихал. Первые его изображения появляются при жизни, и до сих пор художники пишут новые образы. «Портрет царя Ивана Грозного» из собрания Егорьевского историко-художественного музея написан неизвестным художником в XIX веке. Однако, изначально, в 1913 году, основатель музея Михаил Никифорович Бардыгин купил эту картину как «Портрет царя Михаила Федоровича Романова». Реставраторы, исследуя данное изображение, сопоставили его с известными парсунами XVII века и миниатюрами «Царского титулярника» 1672 года, пришли к выводу, что изображённый на портрете является не царем Михаилом Федоровичем, а царём Иваном Грозным.

Парсуны с практически идентичным изображением Ивана Грозного находятся в собраниях музеев Углича, Нижнего Тагила и музея-заповедника «Александровская Слобода». Художник в упрощенной форме передал парадное царское облачение, получившее название «Большой наряд». «Большой наряд» являлся символом верховной власти и надевался только во время «парадных входов» и приема иноземных послов. На портрете Иван Васильевич в распашной одежде, отороченной мехом. Оплечье украшено жемчугом и самоцветами. Шапка отделана мехом и синими драгоценными камнями, с верхушкой в виде маленькой «императорской» короны с крестом. Основные символы царской власти: скипетр и наперсный крест на золотой цепи, художник не написал. Возможно, царь изображён в определенный период своего царствования.

Осенью 1575 года царь Иван Васильевич отрекается от престола и возводит на него потомка самого Чингисхана татарина Симеона Бекбулатовича в ранге «великого князя всея Руси». Уступает ему титул царя, Кремль, дворец, трон и царский выезд. Сам Иван IV стал именоваться московским князем — «Иванец московский»: «…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…». Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. Руками Симеона царь вернул все земли, ранее отданные боярам и монастырям. А в августе 1576 года Иван IV вновь объявил себя государем, вернулся во дворец, а Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя.

Емко и лаконично художнику удалось передать и суровый образ царя, который схож с описаниями современников. По отзывам современников, он был сухощав, имел высокий рост и хорошее телосложение. Глаза Ивана были голубые с проницательным взглядом, хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо. Германский посол Даниил Принц, дважды бывавший в Москве у Ивана Грозного, описывал 46-летнего царя: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие глаза, которые у него постоянно бегают и все наблюдают самым тщательным образом. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой».

В 1963 году в ходе реставрации Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта гробница Ивана Васильевича. Известный антрополог, археолог и скульптор Герасимов исследовал останки и создал бюст Грозного. Этот портрет показывает нам 54-летнего Ивана Грозного на момент смерти. Выделяются яркие индивидуальные черты: асимметрия лица, один глаз побольше, другой поменьше, хищный орлиный нос. В настоящее время большинство специалистов полагают, что облик царя, запечатленный на этом скульптурном изображении, соответствует истинной внешности Грозного.

Одно из прижизненных изображений царя связано с первой датированной печатной книгой – Апостолом Ивана Фёдорова 1564 года. Сохранилось и дошло до наших дней около 60 экземпляров. В Государственном Историческом музее хранится подносной экземпляр. На кожаном переплёте с золотым тиснением герб Московского государства двуглавый орёл. В медальоне на груди царского герба расположен контур мужской головы в короне. Сверху и снизу орла помещена выполненная вязью надпись: «Иван Божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». Это изображение было очень неясным и в XX веке уже не просматривалось. При помощи современных технологий удалось воссоздать это утраченное изображение. Можно констатировать удивительные совпадения с портретом, восстановленным Герасимовым. Та же самая асимметрия лица, разные глаза, левый глаз чуть-чуть прикрыт, хищный горбатый нос, пронзительный взгляд.

Несмотря на особую манеру письма неизвестного провинциального художника, можно говорить о передаче портретного сходства.