Экспонат месяца

Иван Лебедев. «СТАРИК С ГЛОБУСОМ» (Галилей). 1880 год. Холст, масло

Герой картины – выдающийся итальянский физик, механик, философ и математик, изобретатель телескопа, астроном, оказавший значительное влияние на науку. Последователь Коперника, Галилей был сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело его к конфликту с...

«Фейки» прошлого. Невольная пленница судьбы

Особое место в коллекции живописи XVIII-XIX вв. Егорьевского историко-художественного музея занимают портреты царствующих особ. На одном из них изображена женщина в царском облачении. Ее наряд из дорогой ткани похож на роскошную шубу с золотым и серебряным шитьем. На груди большая драгоценная брошь. Женский головной убор прикрывает волосы.

Этот портрет относится к особому типу — парсуне (от лат. «персона»). Такие изображения появились на Руси в XVII в. Парсуна объединяла в себе черты светского портрета и иконы. Лица на таких полотнах часто изображались условно, и художники порой оставляли на картинах пояснения о том, кто же на них запечатлен.

Однако, неизвестный автор портрета из Егорьевского музея не оставил подобного уточнения, и только исследовательская работа дает возможность понять, образ какой царицы был так популярен, что неизвестные провинциальные художники XIX в. создавали многочисленные копии со старинных изображений, приукрашивая и возвеличивая персону.

 

В первую очередь, исследование коснулось царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Многие художники того времени желали запечатлеть царицу, ведь, по описаниям современников, она была высока и статна, у неё были проницательные и глубокие темные глаза, приятное лицо с утонченными чертами.

Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694) родилась в боярской семье, получила хорошее воспитание и образование. В 19 лет она стала второй женой царя Алексея Михайловича. После смерти царя ей с маленьким сыном пришлось испить горькую чашу обид и унижений, гибель близких родственников и другие беды. Умерла она рано — на 42-м году жизни. Прижизненные портреты Натальи Нарышкиной неизвестны.

В коллекции Государственного Русского музея хранится портрет царицы Натальи Кирилловны во успении. На портрете царица изображена во вдовьем покрывале, которое могло появиться лишь после смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. Портрет не подписан, но существует обоснованное предположение, что он исполнен живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым, сразу после смерти царицы. В челобитной художника записано: «...писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом...» и «работал над портретом Натальи Кирилловны у себя дома 9 дней, с 25 января по 6 февраля 1694 года».

Портрет «во успении» написан на холсте, в новой технике маслом. Такие работы передавались родственникам для размещения в жилых покоях для памяти потомкам, поэтому больше походили на прижизненный светский портрет. Это изображение Натальи Кирилловны стало исходным для многочисленных копий.

 

 

Совсем иное отношение художников было к другой царице – Евдокии Лопухиной. В историю она вошла как последняя русская супруга царя. Все императоры с той поры брали себе в жены только иностранок. Портреты опальной царицы могли вызвать гнев бывшего супруга, Петра I, поэтому, вероятно, их почти не писали.

Будущая царица была дочерью дворянина средней руки, не богатого и не знатного. При крещении ей дали имя Прасковья. В свои 19 лет была хороша собой, воспитана в строгих традициях православия и Домостроя. Наталья Кирилловна сама выбрала ее в качестве невесты для 17- летнего сына Петруши. Венчание состоялось 27 января 1689 г. Невесте дали «царское» имя и отчество. Была Прасковья Илларионовна, а стала Евдокией Федоровной. В первые годы супружеской жизни родились дети - царевич Алексей и царевич Александр (скончался 14 мая 1692 г.). 

После семи лет царствования Евдокия была отлучена мужем от трона и сослана в монастырь. Постриг был тайным, Евдокия вновь получила новое имя, став инокиней Еленой. Недолго ходила в монашеской одежде, сбросила ее и стала вести мирскую жизнь, живя в монастыре. Евдокия пережила мужа Петра, его вторую жену и императрицу Екатерину I, сына царевича Алексея и внука Петра II. Но не сломалась и верила, что вернет себе трон и величие. Так и случилось, внук Петр II освободил бабушку из заключения, выделил денежное содержание и восстановил ее во всех правах.

После смерти Петра II в 1730 году она была даже в числе кандидатур на престол. Считается, что Евдокия Федоровна отказалась от трона, предложенного ей членами Верховного тайного совета. Умерла Евдокия в 62 года, 7 сентября 1731 г. в Москве, похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря.

Известны два портрета царицы Евдокии. Один – в монашеском облачении за чтением молитвенника, находится в коллекции Исторического музея, попал из Новодевичьего монастыря. В этой московской обители она доживала последние годы жизни, однако на картине изображена молодой. Предположительно, портрет написан между 1727 и 1731 гг., когда царица-инокиня жила в Новодевичьем монастыре. Есть версия и о том, что дата написания портрета относится к более раннему времени – периоду, когда Евдокия жила в Покровском Суздальском монастыре (1698—1718 гг.). Об этом может свидетельствовать тот факт, что царица изображена в молодом возрасте, близком ко времени ее пострижения. Однако живописец мог и приукрасить модель, показав ее моложе, потому что в почете она была только при «возвращении» ко двору. Портрет изображает царицу в мантии из дорогой ткани, похожей на роскошную шубу с золотым и серебряным шитьем. Голова закрыта монашеским платком, в руках молитвенник, на правой руке четки, верхняя часть лица закрыта тончайшей прозрачной вуалью. Костюм царицы-инокини представляет сочетание мирских и монашеских одеяний – мантия-шуба, платок, муфта, вуаль. Круговая надпись гласит: «Царица Евдокия Феодоровна въ монахиняхъ жена первая Петра Перваго».

Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в собрании Государственного Русского музея. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду.

Эта картина написана в период царствования ее внука Петра II, когда Евдокию освободили из-под надзора и доставили в столицу, доживать в роскоши, ведь ей было уже 60 лет. С этого портрета делались многочисленные копии, по итогам которых Евдокия Лопухина расцветала, становилась моложе, а ее наряд – ярче. Эти приемы переписчиков и сегодня вводят в заблуждение и приводят к неправильной атрибуции произведения.

Сравнивая портреты двух цариц из собраний разных музеев можно установить, что именно царицу Евдокию Федоровну Лопухину написал на портрете из Егорьевского музея неизвестный провинциальный художник. Просто написал так, что ее не узнать. На этой картине царица сильно помолодела, а ее костюм стал по-настоящему царским: блестит драгоценная брошь, а парча шубы отливает золотом. Неизвестный художник возвеличил Евдокию до русской царицы.