Экспонат месяца

Бутыль «Кабан». Середина XIX в. Стекло; выдувание, гутная техника

Вплоть до начала ХХ века эти изделия сохраняли свои неповторимые особенности – сочную пластику, наивный реализм формы и обязательный элемент юмора, забавы в сюжете. Тело выдувалось через понтию, а глаза, зубы и гривы имитировались налепами. Присмотритесь, такой декор не...

Живопись

У большинства картин музейного собрания автор неизвестен, но коллекция очень своеобразна и являет собой единое целое. «Царский» портрет представлен серией изображений реальных и вымышленных русских князей, которую хронологически завершает портрет царя Бориса Годунова. Условные облики царей и князей не имеют аналогов, являются фантазийным вымыслом автора.

Самое пристальное внимание в живописной коллекции обращено на личность Петра Великого – ключевую для русской истории Нового времени. Наряду с благоговением к великому государственному деятелю, в ряде картин, бытовавших в старообрядческой среде, встречаются поистине анекдотичные изображения гонителя «истинной» веры.

В серии портретов представлены различные сословные типы, отпечаток на личностях которых оставили нравственно-религиозные ценности, нормы поведения, уклад жизни русской провинции. В собрании есть портреты и представителей местных купеческих династий – Хлудовых, Князевых, и неизвестных миру купеческих отроков Антона и Гавриила.

Тема смерти и исхода души имеет обширную традицию в религиозной, особенно старообрядческой, живописи. Мертвый лик исполнен не драматизма и страдания, но покоя и умиротворения. Драгоценный традиционный наряд торопчанки или аскетическое монашеское облачение на посмертных портретах придают образу таинства смерти торжественную праздничность. 

Большой пласт в живописной коллекции составляют старообрядческие картины-притчи, представляющие собой образцы примитивного искусства XVIII-XIX вв. Среди них есть библейские и евангельские сюжеты, композиции на тему бренности бытия, жертвенности, терпения и преодоления грехов.