Экспонат месяца

Неизвестный художник. Казнь в присутствии Петра I. Холст, масло. XIX век

Сразу после казни Пётр поднял отрубленную голову, поцеловал ещё неостывшие губы и стал демонстрировать собравшимся устройство кровоснабжения головного мозга. По приказу царя голова фрейлины была помещена в спиртовой раствор и хранилась в Кунсткамере.

Живопись

У большинства картин музейного собрания автор неизвестен, но коллекция очень своеобразна и являет собой единое целое. «Царский» портрет представлен серией изображений реальных и вымышленных русских князей, которую хронологически завершает портрет царя Бориса Годунова. Условные облики царей и князей не имеют аналогов, являются фантазийным вымыслом автора.

Самое пристальное внимание в живописной коллекции обращено на личность Петра Великого – ключевую для русской истории Нового времени. Наряду с благоговением к великому государственному деятелю, в ряде картин, бытовавших в старообрядческой среде, встречаются поистине анекдотичные изображения гонителя «истинной» веры.

В серии портретов представлены различные сословные типы, отпечаток на личностях которых оставили нравственно-религиозные ценности, нормы поведения, уклад жизни русской провинции. В собрании есть портреты и представителей местных купеческих династий – Хлудовых, Князевых, и неизвестных миру купеческих отроков Антона и Гавриила.

Тема смерти и исхода души имеет обширную традицию в религиозной, особенно старообрядческой, живописи. Мертвый лик исполнен не драматизма и страдания, но покоя и умиротворения. Драгоценный традиционный наряд торопчанки или аскетическое монашеское облачение на посмертных портретах придают образу таинства смерти торжественную праздничность. 

Большой пласт в живописной коллекции составляют старообрядческие картины-притчи, представляющие собой образцы примитивного искусства XVIII-XIX вв. Среди них есть библейские и евангельские сюжеты, композиции на тему бренности бытия, жертвенности, терпения и преодоления грехов.