Экспонат месяца

Неизвестный художник. Казнь в присутствии Петра I. Холст, масло. XIX век

Сразу после казни Пётр поднял отрубленную голову, поцеловал ещё неостывшие губы и стал демонстрировать собравшимся устройство кровоснабжения головного мозга. По приказу царя голова фрейлины была помещена в спиртовой раствор и хранилась в Кунсткамере.

Художественный металл

В музее представлены лучшие образцы основных центров отечественного художественного металла XVIII-XIX вв.

Медные изделия уральских заводов Демидовых и Осокиных XVIII в. (кувшины, стопы, братины, магниты) неизменно привлекают внимание пышным чеканным и гравированным декором.

С традиционным укладом русской жизни связаны изделия черного металла: сечки, безмены, за

мки и пр. Предметы, предназначенные для бытового использования, отличает высокий уровень художественного мастерства.

В немногих музейных собраниях есть оловянная посуда. В XVII в. ею сервировали царские и патриаршие приемы наряду с золотой и серебряной. Мягкий металл легко гравировался и чеканился, что позволяло создавать вещи гармоничные по форме и декору.

Изделия тульских мастеров XVIII-XIX вв. встречались в убранстве многих дворцов. Светильники, швейки, шкатулки из полированной стали с позолоченной инкрустацией будто покрыты изысканной вуалью.

Причудливы крошечные замочки в виде лошадок и скоморохов, выполненные «левшами» в селе Павлово-на-Оке. Они смогли выковать цепочку из едва различимых замочков и ключиков.

В музее можно увидеть вещи из Великого Устюга и Сольвычегодска, обитые просечным железом, эмалированную посуду с металлическими накладками (завод Попова), расписные подносы из Нижнего Тагила, Каслинское литье из чугуна.

Традиционным центром живописной эмали (или финифти) был Ростов Великий, мастеров которого отличала приверженность к яркой цветовой палитре, светлой мажорной тональности.

В коллекции мелкой пластики часть образков и крестов отлиты с матриц XII-XVII вв. в Москве и на севере России. Складень XIX в. «Спас Смоленский избранные святые» отлит гуслицкими старообрядцами.