Экспонат месяца

Неизвестный художник. Портреты русских князей и царей. XIX в. Холст, масло.

Все персонажи имеют общую черту – неправдоподобно большие «византийские» глаза. Портреты серии более сходны между собой, нежели их гравированные прототипы. Они словно родственны друг другу, что иллюстрирует законность преемственности власти. Портрет царя Бориса...

Религиозное искусство

Особое место в русском религиозном искусстве занимают рельефные и объемные изображения из дерева. Подобных произведений сохранилось немного. Причиной их исчезновения были не только частые пожары. В течение нескольких веков  скульптурные изображения  святых запрещались правилами православной церкви.

Уникальны фигуры Иоанна Богослова и сотника Лонгина – часть композиции «Распятие с предстоящими» XVIII в.

Разнообразна коллекция резных икон и крестов, относящихся к малоизвестному пласту народной культуры.

Рядом с паломническими иконами Киево-Печерского монастыря находятся резные изделия из Троице-Сергиевой лавры, выполненные известным резчиком И.С. Хрустачевым. 

Музейное собрание икон – небольшое, но в нём – огромные редкости: икона «Святая Афонская гора» с изображением главных храмов и монастырей и надписями об их хозяйственной деятельности, икона «Добрый пастырь» с портретом императора Александра II.

Невероятным везением для собирателя было найти икону «Святой Христофор с песьей головой» XVII в. Такое изображение святого основывалось на народных преданиях о его жизни. Подобные иконы уничтожались или переписывались по требованию церкви в XVIII в., т.к. считалось, что святой римский воин не должен изображаться в непотребном виде. 

Неизгладимое впечатление оставляет изображение Страшного Суда. Перед зрителем возникают картины последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства.

Обращает на себя внимание походная церковь XVIII в. Этот складень-полиптих, состоящий из 15 частей, использовался для свершения богослужения вне церкви, имел широкое бытование в старообрядческой среде.