Экспонат месяца

Неизвестный художник. Казнь в присутствии Петра I. Холст, масло. XIX век

Сразу после казни Пётр поднял отрубленную голову, поцеловал ещё неостывшие губы и стал демонстрировать собравшимся устройство кровоснабжения головного мозга. По приказу царя голова фрейлины была помещена в спиртовой раствор и хранилась в Кунсткамере.

Шитье

В коллекции музея много разнообразных по материалу, технике и назначению вещей, демонстрирующих древнейший вид прикладного искусства – украшение тканей.

Ткани XVI-XVII вв. дошли до нас большей частью в предметах церковного обихода и облачениях священнослужителей. Для их пошива часто использовались пожертвованные светские женские платья, мужские кафтаны и даже орденские звезды.

Так, воздух и покровец из собрания музея сшиты из персидской ткани XVII в., а вместо крестов использованы шитые звезды ордена Святой Анны конца XVIII в., споротые с мужских кафтанов.

Техника низания речным жемчугом и рубленым перламутром имеет в России древнюю историю. С XVIII в. в низании стали использовать бисер и стеклярус. Из этих недрагоценных материалов (хотя стоили они недешево) получались сказочно красивые вещи: головные уборы, платки, кошельки, а также оклады для икон. Мастера умело использовали свойство бисера преломлять и отражать свет лампад и свечей: во время богослужения волшебное сияние символизировало иной мир.

Шитье золотой и серебряной нитью – один из наиболее древних видов вышивки, достигший расцвета в XVII в. Мастерицы, располагая незначительным числом приспособлений и приемов, добивались высокого художественного эффекта.

Например, для получения выпуклого узора под нити подкладывали маленькие кусочки бересты или шнурок. Эта техника называлась «шитье по карте» и рождала игру светотени.