Экспонат месяца

Иван Лебедев. «СТАРИК С ГЛОБУСОМ» (Галилей). 1880 год. Холст, масло

Герой картины – выдающийся итальянский физик, механик, философ и математик, изобретатель телескопа, астроном, оказавший значительное влияние на науку. Последователь Коперника, Галилей был сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело его к конфликту с...

Макет постамента памятника К.Минину и Д. Пожарскому

Нач. XIX в. Холмогоры. Кость моржовая, черепаховые пластины; резьба,гравировка,тонировка

Бронзовая скульптурная группа на гранитном пьедестале с бронзовыми барельефами по двум сторонам и надписью: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. Л?ТА 1818». Это был первый памятник в Москве, поставленный не в честь государя, а в честь народных героев.

Величественный монумент посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 г., а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Выполнен по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 г. Изначально памятник был установлен на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (ГУМ). В настоящее время стоит у Покровского собора, куда был перенесён в 1931 г. в связи с реконструкцией Красной площади, строительством Мавзолея В.Ленина и ради освобождения площади для проведения парадов. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.

В собрании музея сохранился постамент памятника Минину и Пожарскому, к сожалению, скульптурная композиция на макете отсутствует.

Пьедестал украшен барельефами по 4-м сторонам на фоне черепаховых пластин. На лицевой стороне постамента изображены мужчины и женщины, подносящие пожертвования на алтарь Отечества. Спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны. Слева – сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 г.). Рельефная сцена на тыльной стороне пьедестала полностью утрачена, на боковых стенах – с частичными утратами.

Любовь к русской истории со стороны косторезов проявилась в том, что они неоднократно обращались к теме героического плана через воспроизведение известной работы «Минин и Пожарский» И.П. Мартоса. Так как памятник был установлен в Москве позже, чем были созданы многие из его воспроизведений в костяных изделиях, очевидно, что мастера пользовались предварительными гравюрами для памятника.

Перефразировка подлинника в творчестве холмогорских косторезов приводила к оригинальному художественному решению: появлялись новые детали в композициях или оригинальные надписи. Например, на экспонате егорьевского собрания выгравирован такой текст: «Минин, собрав войско, убеждает Князя Пожарского ополчиться против врагов. Изнуренный ранами Князь забывает болезнь свою, берет меч и, поднимая щит, воссылает молитву к Богу, да поможет ему спасти Отечество».