Экспонат месяца

Иван Лебедев. «СТАРИК С ГЛОБУСОМ» (Галилей). 1880 год. Холст, масло

Герой картины – выдающийся итальянский физик, механик, философ и математик, изобретатель телескопа, астроном, оказавший значительное влияние на науку. Последователь Коперника, Галилей был сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело его к конфликту с...

Графин из Императорского сервиза «Держава». Стекло, роспись, золочение. Санкт-Петербург, ИСЗ, вт. пол. XIX в.

В музейной экспозиции «Феерия света» взгляд посетителей неизменно притягивает роскошная посуда производства Императорского стеклянного завода. С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло великолепного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию.

Среди продукции Императорского стеклянного завода в собрании Егорьевского музея есть один графин, вполне достойный украсить царскую трапезу. Он является частью парадного сервиза с императорской яхты «Держава», которая предназначалась для морских путешествий Александра II.

Это были прекрасные суда - императорские яхты, - изящные по архитектуре, с великолепным резным декором и изысканной внутренней отделкой. Настоящие плавучие дворцы. Входившие в состав Российского флота на протяжении более двух веков, они во многом способствовали престижу страны на международной арене. На них российские императоры прибывали с официальными визитами в иностранные государства и нередко принимали глав этих государств на борту своих яхт. Использовались такие суда и для плаваний императорской семьи в излюбленных ею финских шхерах и на Черном море.

В воспоминаниях современников о яхте «Держава» указывается, что она была "чудом роскоши и комфорта". Большие размеры судна (почти 100 м в длину) позволяли во время плавания содержать на борту солидный штат свиты и прислуги. Для императорской четы на верхней палубе "Державы" в кормовой части яхты устроили специальную "царскую рубку". На средней палубе располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, бархатными портьерами. Помимо судовой церкви и кают для царской свиты имелись многочисленные помещения для прислуги и экипажа судна. Чай пили на верхней палубе, слушая исполняемые духовым оркестром марши или наигрыши балалаечников.

Оформлением интерьера судна занимался придворный архитектор императора Александра II Ипполит Антонович Монигетти. Перед началом работы над проектом он был командирован в Англию и Францию для ознакомления с отделкой яхт в этих странах, которые по тому времени считались образцовыми.

Талантливый ученик и последователь архитектора Александра Брюллова, академик архитектуры и профессор, человек большой культуры, прекрасный рисовальщик, Ипполит Монигетти к моменту строительства яхты «Держава» был уже автором многих замечательных проектов дворцов и особняков, по которым строили в Петербурге, в Ливадии, в Курской губернии. В числе лучших произведений И. А. Монигетти - Парадная лестница Екатерининского дворца, павильон «Турецкая баня» и особняк княгини 3.И. Юсуповой в Царском Селе. Как талантливый стилизатор и прекрасный знаток искусства прошлого, он всегда активно использовал в своих работах элементы барокко, русско-византийского стиля и восточные мотивы.

Монигетти было поручено создать убранство самых важных помещений, салонов яхты: кабинета императора, столовых, рубки, кроме того, он работал над отделкой носовой части судна, кормы, сделал рисунки штурвала. Им были выполнены проекты отделки дверей, стеновых панелей красного дерева, люстр, бра, каминов. В задачу архитектора входило также проектирование фарфорового, стеклянного и серебряного сервизов, он же сделал рисунки кож для мебели столовой.

Монигетти решил убранство яхты как целостную структуру, где все детали взаимно связаны и существуют в ансамбле. По идее зодчего, интерьеры и вещи, которые в нихприсутствуют, должны были соответствовать названию вновь строящейся яхты -«Держава», данной ей еще в 1866 году морским ведомством. Обычно державу изображали в виде золотой сферы с крестом, она являлась символом власти монарха, и почти все известные художественные изделия с яхты имеют ее изображение.

Парадный императорский сервиз «Держава» являлся неотъемлемым элементом художественного убранства яхты. Он был изготовлен по эскизам Монигетти на Императорских стекольном и фарфоровом заводах в 1871-1873 годах. Этот сервиз на 24 персоны включал в себя 984 предмета. Через 15 лет для этой же яхты Монигетти создал новый, еще более грандиозный сервиз - уже на 150 персон. Опись имущества «Державы» в 1890 году свидетельствует о том, что он состоял из 816 предметов фарфора, 1428 предметов стекла и 802 предметов серебра.

Достижения Монигетти как конструктора посуды очевидны. Зодчий хорошо понимал свойства фарфора и стекла как материалов пластичных. Проектируя предметы из хрупких материалов для яхты, Монигетти много работал над их устойчивостью. Ведь посуда должна была быть приспособлена для использования во время морских путешествий. Для высоких предметов он разработал утяжеленное, утолщенное дно, тем самым увеличивая их вес и устойчивость. Посуда надежна и удобна, плотно сидит в руке.

Декоративный мотив убранства сервиза связан с морской тематикой и его принадлежностью царской семье. Орнамент состоит из переплетающихся цепей, канатов, якорей и дополнен изображениями двуглавого орла и монограммы императора Александра II.

Монигетти настоял на том, чтобы вся стеклянная посуда была выполнена из бесцветного стекла, так как считал, что «рисунок не допускает стекло иначе, чем белое». Богатая орнаментация из ярких, сочных, разноцветных эмалей с золотом восходит к византийскому и древнерусскому узорочью Х-ХШ веков. «Русский» колорит предметам сервиза также придают бусины, введенные в ножки высоких сосудов и трактованные архитектором как главки русских церквей.

Графин из императорского сервиза по очертаниям напоминает традиционный восточный сосуд. Он несколько приземистый, с округлым туловом и сильно вытянутым узким горлом, которое венчала пробка в виде главки минарета. Такая форма графина ближе к восточному варианту «византийского» стиля и навеяна знакомством архитектора с искусством Турции. Горло сосуда украшено орнаментом, отдаленно напоминающим византийские мозаики.

Этот великолепный графин с яркой историей является частью коллекции основателя Егорьевского музея Михаила Никифоровича Бардыгина.