Особое место в русском религиозном искусстве занимают рельефные и объемные изображения из дерева. Подобных произведений сохранилось немного. Причиной их исчезновения были не только частые пожары. В течение нескольких веков скульптурные изображения святых запрещались правилами православной церкви. Уникальны фигуры Иоанна Богослова и сотника Лонгина – часть композиции «Распятие с предстоящими» XVIII в. Разнообразна коллекция резных икон и крестов, относящихся к малоизвестному пласту народной культуры. Рядом с паломническими иконами Киево-Печерского монастыря находятся резные изделия из Троице-Сергиевой лавры, выполненные известным резчиком И.С. Хрустачевым. Музейное собрание икон – небольшое, но в нём – огромные редкости: икона «Святая Афонская гора» с изображением главных храмов и монастырей и надписями об их хозяйственной деятельности, икона «Добрый пастырь» с портретом императора Александра II. Невероятным везением для собирателя было найти икону «Святой Христофор с песьей головой» XVII в. Такое изображение святого основывалось на народных преданиях о его жизни. Подобные иконы уничтожались или переписывались по требованию церкви в XVIII в., т.к. считалось, что святой римский воин не должен изображаться в непотребном виде. Неизгладимое впечатление оставляет изображение Страшного Суда. Перед зрителем возникают картины последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства. Обращает на себя внимание походная церковь XVIII в. Этот складень-полиптих, состоящий из 15 частей, использовался для свершения богослужения вне церкви, имел широкое бытование в старообрядческой среде. |