Экспонат месяца

Кофейный набор. Великий Устюг. Сер. XVIII в. Металл, эмаль, белый металл; ковка, штамп

В 1761 г. купцы Афанасий и Степан Поповы, согласно указу Мануфактур-коллегии, основали фабрику в собственном доме, чтобы «на оной финифтеный на меди с наводкой серебром и золотом травами, да черневой на серебре обронной всякие курьезные вещи, какие из-за моря вывозятся,...

Кофейный набор. Великий Устюг. Сер. XVIII в. Металл, эмаль, белый металл; ковка, штамп

В составе коллекции металла Егорьевского музея есть предметы с редкой обработкой. Изготовление их было своеобразным подражанием модным, но дорогостоящим предметам из фарфора. 

 

 

 

 

 

В 1761 г. купцы, братья Афанасий и Степан Поповы, согласно указу Мануфактур-коллегии, основали фабрику в Великом Устюге, в собственном доме, чтобы "на оной финифтеный на меди с наводкой серебром и золотом травами, да черневой на серебре обронной всякие курьезные вещи, какие из-за моря вывозятся, делать самым искусным мастерством, чтоб от умножения этого дела мастеровые люди совершенному в том искусству обучиться могли" (Цит. по: Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов русского севера конца XVII - XIX веков. СПб., 2001. С. 151).

 

 

Фабрика просуществовала всего 16 лет, став, по сути, художественным экспериментом, поэтому любые изделия великоустюжской эмали считаются большой редкостью. Техника изготовления была следующей. Основу изделия из листовой меди в несколько слоев покрывали белой или цветной эмалью (в музее хранится белый кофейный набор – кофейник, поднос и две миниатюрных чарки), обжигая каждый слой. На последний слой перед обжигом помещали металлические накладки, тисненные на матрицах. Изделие снова обжигалось, и узор прочно вплавлялся в эмаль.

 

 

 

Кофейный набор из егорьевского собрания украшен стилизованным растительным орнаментом, изображениями города (или крепости), геральдической символикой (лев и единорог). В 1776 г. фабрика Поповых закрылась. Часть мастеров (а всего их было около 30) стали выполнять заказы, работая дома. Однако к прежним масштабам производство эмалей с накладками не вернулось.