Экспонат месяца

Неизвестный художник. Портреты русских князей и царей. XIX в. Холст, масло.

Все персонажи имеют общую черту – неправдоподобно большие «византийские» глаза. Портреты серии более сходны между собой, нежели их гравированные прототипы. Они словно родственны друг другу, что иллюстрирует законность преемственности власти. Портрет царя Бориса...

Неизвестный художник. Портреты русских князей и царей. XIX в. Холст, масло.

Серия портретов состоит из двенадцати фантастических изображений российских великих князей и царя Бориса Годунова. 

Все портреты исполнены, вероятно, одним художником. Условный облик князей не имеет аналогов ни в гравированном портрете, ни среди множества живописных изображений. Неизвестный мастер XIX века использовал приёмы утраченного к тому времени в профессиональном искусстве письма, близкого к парсуне, то есть русскому портрету XVI-XVII веков. 

 

 

 

 

Возникают ассоциации с редчайшими ранними царскими портретами XVI века из захоронений в Архангельском соборе. Однако в действительности данная серия восходит к так называемым историческим портретам великих правителей. В немецком оригинале это портреты герцогов Бранденбурга. Гравюры в медальонах и аналогичные портреты в тех же костюмах в «немецком вкусе» можно увидеть в «Родословиях» Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны. Вероятно, автору живописной серии эти портреты были хорошо известны.

На родство с гравюрой, между прочим, указывают и надписи, расположенные на белом фоне, обведенные темной линией. Все надписи под портретами поздние, частично утрачены, поновлены и переписаны. Часть надписей – с ошибками. Так, князь Изяслав, правивший с 1054 года, назван Ярославом. Заметить несоответствие позволяют даты княжения.

 

 

Автор серии не ограничился простым повторением гравированных портретов, он подверг их пластическим изменениям. Архаичные уборы и короны в портретах обрели большую, нежели в гравюре, пластическую выразительность и напоминают одеяния библейских персонажей иллюстрированных рукописных книг духовного содержания, распространенных в старообрядческой среде в XVIII-XIX веках. Все персонажи имеют общую черту – неправдоподобно большие «византийские» глаза. Портреты серии более сходны между собой, нежели их гравированные прототипы. Они словно родственны друг другу, что иллюстрирует законность преемственности власти.

 

 

 

 

 

Портрет царя Бориса Годунова художником и вовсе заменен и создан в сходной стилистике иной, отличный от прототипа. По мнению специалистов, это, пожалуй, один из самых выразительных образов серии.

Можно предположить, что первоначально портретов было больше, иначе трудно объяснить отсутствие прочих знаменитых исторических персонажей, входивших в упомянутые выше «Родословия».

Архив экспонатов