Экспонат месяца

Неизвестный художник. Портреты русских князей и царей. XIX в. Холст, масло.

Все персонажи имеют общую черту – неправдоподобно большие «византийские» глаза. Портреты серии более сходны между собой, нежели их гравированные прототипы. Они словно родственны друг другу, что иллюстрирует законность преемственности власти. Портрет царя Бориса...

Неизвестный художник. Райская птица Сирин. Кон. XIX-нач. ХХ в. Бумага, темпера, чернила. Поморское письмо.

Густых кудрей откинув  волны,

Закинув голову назад,

Бросает Сирин счастья полный,

Блаженств нездешних полный взгляд.

И, затаив в груди дыханье,

Перистый стан лучам открыв,

Вдыхает всё благоуханье,

Весны неведомой прилив...

И нега мощного усилья

Слезой туманит блеск очей...

Вот, вот, сейчас распустит крылья

И улетит в снопах лучей!

А. Блок. Сирин и Алконост. 1899.

Полные плечи, округлое лицо, пухлые щечки, прямой носик и ровные брови... Таинственный взгляд преувеличенно больших глаз словно притягивает зрителя.

Райская птица Сирин – мифическая женщина-птица, героиня древних легенд и сказаний. Рисованный лубок с ее изображением можно увидеть в зале резного и расписного дерева Егорьевского историко-художественного музея.

Само ее имя созвучно с названием славянского рая: Ирий. Хотя, некоторые историки выводят происхождение Сирина от легендарных греческих сирен, заманивавших моряков на скалы своим сладким пением.

Образ птицы был привычным защитником славян с глубокой древности и распространенным персонажем в их мифологии. Постепенно это легендарное существо стали считать в народе райской, т.е. божественной птицей и наделять необыкновенными качествами: неземной красотой, чудным сладкогласным пением и добротой. Ее мощные крылья подобны стрелам, туловище покрыто пушистым оперением, по плечам раскинуты волнистые локоны. Сидит она на ветке сказочного дерева с необыкновенными плодами.

Согласно легенде, птица пленила и очаровывала  своим чудесным пением людей, они отрекались от своих дел, забывали все мирское, теряли рассудок и повсюду следовали за крылатой девой. Тех, кто слушал ее чарующий голос, она долго плутала по горам и пустыням, и вскоре от изнеможения они умирали. Но знающие люди не поддавались ее искушению, пугали ее криками и выстрелами пушек, тем самым сохраняя себе жизнь.

«Райская птица Сирин» из собрания Егорьевского музея относится, вероятно, к старообрядческой среде. В старообрядческой культуре образ птицы Сирин обозначал Божественное слово, входящее в душу человека. Именно старообрядцы в XVIII веке положили начало искусству изготовления рисованного лубка. Местами изготовления и бытования рисованных картинок были старообрядческие монастыри, скиты, северные, поволжские и подмосковные деревни. В Подмосковье местом его распространения были деревни по течению реки Гуслицы в Егорьевском, Богородском, Бронницком уездах.

Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся от руки. Двух одинаковых рисунков не встретить даже в повторяющихся сюжетах. Лубочные картинки отличаются яркостью красок, здесь главное – эмоциональное воздействие, цвет, искусный орнамент.

Однако яркие образы птицы-девы можно было видеть не только на бумаге. Мастера вплетали их в нарядную цветную роспись на мебели, крышках сундуков, ларцов и шкатулок, в орнаменты медной, оловянной и серебряной посуды, резных изделий из дерева, отражая сказочную красоту и радость бытия. 

Архив экспонатов