Неизвестный художник. Райская птица Сирин. Кон. XIX-нач. ХХ в. Бумага, темпера, чернила. Поморское письмо.

Густых кудрей откинув  волны,

Закинув голову назад,

Бросает Сирин счастья полный,

Блаженств нездешних полный взгляд.

И, затаив в груди дыханье,

Перистый стан лучам открыв,

Вдыхает всё благоуханье,

Весны неведомой прилив...

И нега мощного усилья

Слезой туманит блеск очей...

Вот, вот, сейчас распустит крылья

И улетит в снопах лучей!

А. Блок. Сирин и Алконост. 1899.

Полные плечи, округлое лицо, пухлые щечки, прямой носик и ровные брови... Таинственный взгляд преувеличенно больших глаз словно притягивает зрителя.

Райская птица Сирин – мифическая женщина-птица, героиня древних легенд и сказаний. Рисованный лубок с ее изображением можно увидеть в зале резного и расписного дерева Егорьевского историко-художественного музея.

Само ее имя созвучно с названием славянского рая: Ирий. Хотя, некоторые историки выводят происхождение Сирина от легендарных греческих сирен, заманивавших моряков на скалы своим сладким пением.

Образ птицы был привычным защитником славян с глубокой древности и распространенным персонажем в их мифологии. Постепенно это легендарное существо стали считать в народе райской, т.е. божественной птицей и наделять необыкновенными качествами: неземной красотой, чудным сладкогласным пением и добротой. Ее мощные крылья подобны стрелам, туловище покрыто пушистым оперением, по плечам раскинуты волнистые локоны. Сидит она на ветке сказочного дерева с необыкновенными плодами.

Согласно легенде, птица пленила и очаровывала  своим чудесным пением людей, они отрекались от своих дел, забывали все мирское, теряли рассудок и повсюду следовали за крылатой девой. Тех, кто слушал ее чарующий голос, она долго плутала по горам и пустыням, и вскоре от изнеможения они умирали. Но знающие люди не поддавались ее искушению, пугали ее криками и выстрелами пушек, тем самым сохраняя себе жизнь.

«Райская птица Сирин» из собрания Егорьевского музея относится, вероятно, к старообрядческой среде. В старообрядческой культуре образ птицы Сирин обозначал Божественное слово, входящее в душу человека. Именно старообрядцы в XVIII веке положили начало искусству изготовления рисованного лубка. Местами изготовления и бытования рисованных картинок были старообрядческие монастыри, скиты, северные, поволжские и подмосковные деревни. В Подмосковье местом его распространения были деревни по течению реки Гуслицы в Егорьевском, Богородском, Бронницком уездах.

Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся от руки. Двух одинаковых рисунков не встретить даже в повторяющихся сюжетах. Лубочные картинки отличаются яркостью красок, здесь главное – эмоциональное воздействие, цвет, искусный орнамент.

Однако яркие образы птицы-девы можно было видеть не только на бумаге. Мастера вплетали их в нарядную цветную роспись на мебели, крышках сундуков, ларцов и шкатулок, в орнаменты медной, оловянной и серебряной посуды, резных изделий из дерева, отражая сказочную красоту и радость бытия. 

Архив экспонатов

16 октября 2020, 15:36