Когда-то эти белоснежные предметы, созданные в Великом Устюге в XVIII веке, принимали за фарфор.
Многие знают, что фарфор был одним из изобретений Китая. Изготовление фарфора очень долгое время держалось в секрете. Но, как говорится, «тайное когда-то становится явным». После заключения Нерчинского договора в XVII веке началась торговля России с Китаем. Эта торговля была выгодной, и Русское государство отправляло в Китай только казенные торговые караваны.
Маршрут движения караванов получил название «Чайный путь». Одним из городов, входившим в этот маршрут, был Великий Устюг. Таким путём на север впервые попала красивая китайская фарфоровая посуда. Фарфор завозили в небольшом количестве, и был он баснословно дорог и недоступен.Поэтому производство эмалевой (финифтяной) посуды в Великом Устюге, по-видимому, было связано с попыткой заменить ею дорогостоящий фарфор.
Финифтью называется стекловидная непрозрачная эмаль. Ею украшались главным образом золотые предметы, так как золото отличается легкоплавкостью и ковкостью. Но немало использовалась для финифтяных изделий и красная медь, также легкоплавкая и ковкая, но более дешёвая, чем золото. В Великом Устюге эмалевую посуду делали из тонких медных листов, которые несколько раз покрывали белой эмалью и обжигали в печах. Белые эмалированные изделия украшались тонкими тиснеными золотыми и серебряными пластинами, которые вдавливали в белую эмаль перед последним обжигом в печи. На накладках изображались пейзажи и растительные орнаменты, силуэты городов и крепостей, охотничьи и батальные сцены.
К середине XVIII века Устюг обладал достаточным количеством мастеров по финифти и чернению серебра, чтобы можно было создать здесь уже довольно крупное фабричное производство финифтяных и серебряных под чернью изделий. Это и побудило предприимчивых устюжских купцов братьев Афанасия и Степана Поповых просить устюжский провинциальный магистрат разрешить им открыть специальную фабрику.
По полученному 9 марта 1761 года указу мануфактур-коллегии «велено... оным Поповым в том городе, в домах их, финифтяную фабрику завесть и производить позволить на оной финифтеный на меди с наводкою серебром и золотом травами, да черневой на серебре обронной всякий курьёзный вещи, какие из-за моря вывозятся, делать самым искусным мастерством…..» (Уханова И.Н. Народное декоративно- прикладное искусство городов и посадов русского Севера конца XVII-XIXвеков.СПб.,2001. С.151)
Спрос на эти изделия со стороны императорского двора и знати был очень значительным. Вот и получили многие привилегии братья Поповы, чтобы быстрее наладить выпуск белоснежных, хрупких и дорогих изделий.
Фабрика Поповых просуществовала пятнадцать лет. 29 сентября 1776 года во время большого пожара она сгорела. Поповы от этого пожара понесли большой урон, обеднели и стали несостоятельными. Финифтяная фабрика больше не возобновлялась. За этот небольшой период была выпущена немногочисленная изысканная и чрезвычайно дорогая посуда, которую могли купить только состоятельные горожане. Относились к этой посуде как к фарфору и использовали только по торжественным случаям.
В Егорьевском музее хранится белый кофейный набор – кофейник, поднос и две миниатюрных чарки – выполненный на фабрике братьев Поповых в Великом Устюге. Поднос имеет необычную форму и украшен накладками с силуэтом города, видимо, Великого Устюга, а в центре размещены накладки с геральдическими изображениями Льва и единорога, удерживающими щит.
Эмали с накладками не получили широкого развития из-за своей хрупкости и недолговечности. А развитие фарфорового производства в XIX веке и доступность фарфора окончательно сняли необходимость возобновлять производство эмалей с накладками. В настоящее время изделия фабрики Поповых считаются большой редкостью в музейных собраниях.
Оставить сообщение