Изразцовый камин со сценой битвы у села Высокого

Автор Игорь Черняев. 2003 г.

Каминный зал в музее появился в помещении бывшего холодного амбара с земляным полом. Центральное место зала занимает величественный камин, увенчанный скульптурой Михаила Архангела. На фасадной части изображено рельефное панно битвы у села Высокого, о котором и пойдет речь.

Смута, начавшаяся на Руси в начале XVII в., не обошла стороной и село Высокое. В 1608 г. в Высоцкую волость вторгся с севера отряд польско-литовских интервентов и «русских воров». Они остановились в 30 верстах от Коломны в селе Высоком, поджидая подкрепления основных сил. В то время в селе было полтора десятка домов, и интервенты вынуждены были расположиться вдоль р. Гуслицы. Они соорудили шатры, непрерывно жгли костры, согреваясь и готовя себе пищу. «Тушинцы» шарили по окрестным селениям, отбирая у людей скот, ценности, имущество, заставляли целовать крест на верность «Тушинскому вору». Кто не целовал крест, того убивали.

Об этом отряде узнали коломенские воеводы Иван Пушкин и Семен Глебов и доложили царю Василию Шуйскому. На помощь он послал своего воеводу князя Дмитрия Пожарского с войском. Никоновская летопись сообщает: «Князь Димитрий же Михайлович с ратными людьми пойде с Коломны против тех литовских людей и прийде на них в ту Высоцкую волость на утренней заре и их побил наголову и языки многие поймал и многую у них казну отобрал. Достальные же литовские люди побегоша в Володимер».

Бой в селе Высоком надолго запомнился жителям, о нем из поколения в поколение передавалась молва. Рассказывали, что Дмитрий Пожарский занял позиции возле села с трех сторон — с севера, отрезав дорогу на Владимир, с запада и с востока. По условному сигналу — выстрелу из пушки — воины напали на интервентов, еще спящих в своих шатрах. Враги метались по селу, а их рубили саблями и кололи копьями пешие и конные воины и гнали к Гуслице, за которой было болото. Те, кому удалось переправиться через реку, попадали в болото и там тонули. Некоторым удалось прорваться на запад вдоль Гуслицы. Они бежали, бросая оружие и имущество. Окрестные жители еще долго находили в лесах и болотах брошенные пушки, ядра, сабли и пики и передавали из поколения в поколение рассказ о битве. Князь Пожарский оставался в селе еще несколько дней, подсчитывая трофеи и залечивая раны своих воинов. Как отмечали историки, это была первая победа молодого воеводы над польско-литовскими интервентами.

Оставить сообщение