Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив...
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей...
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
А. Блок. Сирин и Алконост. 1899.
Полные плечи, округлое лицо, пухлые щечки, прямой носик и ровные брови... Таинственный взгляд преувеличенно больших глаз словно притягивает зрителя.
Райская птица Сирин – мифическая женщина-птица, героиня древних легенд и сказаний. Рисованный лубок с ее изображением можно увидеть в зале резного и расписного дерева Егорьевского историко-художественного музея.
Само ее имя созвучно с названием славянского рая: Ирий. Хотя, некоторые историки выводят происхождение Сирина от легендарных греческих сирен, заманивавших моряков на скалы своим сладким пением.
Образ птицы был привычным защитником славян с глубокой древности и распространенным персонажем в их мифологии. Постепенно это легендарное существо стали считать в народе райской, т.е. божественной птицей и наделять необыкновенными качествами: неземной красотой, чудным сладкогласным пением и добротой. Ее мощные крылья подобны стрелам, туловище покрыто пушистым оперением, по плечам раскинуты волнистые локоны. Сидит она на ветке сказочного дерева с необыкновенными плодами.
Согласно легенде, птица пленила и очаровывала своим чудесным пением людей, они отрекались от своих дел, забывали все мирское, теряли рассудок и повсюду следовали за крылатой девой. Тех, кто слушал ее чарующий голос, она долго плутала по горам и пустыням, и вскоре от изнеможения они умирали. Но знающие люди не поддавались ее искушению, пугали ее криками и выстрелами пушек, тем самым сохраняя себе жизнь.
«Райская птица Сирин» из собрания Егорьевского музея относится, вероятно, к старообрядческой среде. В старообрядческой культуре образ птицы Сирин обозначал Божественное слово, входящее в душу человека. Именно старообрядцы в XVIII веке положили начало искусству изготовления рисованного лубка. Местами изготовления и бытования рисованных картинок были старообрядческие монастыри, скиты, северные, поволжские и подмосковные деревни. В Подмосковье местом его распространения были деревни по течению реки Гуслицы в Егорьевском, Богородском, Бронницком уездах.
Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся от руки. Двух одинаковых рисунков не встретить даже в повторяющихся сюжетах. Лубочные картинки отличаются яркостью красок, здесь главное – эмоциональное воздействие, цвет, искусный орнамент.
Однако яркие образы птицы-девы можно было видеть не только на бумаге. Мастера вплетали их в нарядную цветную роспись на мебели, крышках сундуков, ларцов и шкатулок, в орнаменты медной, оловянной и серебряной посуды, резных изделий из дерева, отражая сказочную красоту и радость бытия.