Проскинитарий (Пасха в Иерусалиме). XIX век. Холст, масло

«Паломник» - старинное название странников-богомольцев, ходивших на поклонение святым мощам и приносившим оттуда на родину ветку пальмы. В допетровской Руси «паломниками» называли также описание хождений к святым местам. Верование, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или отношение к божеству, была свойственна народам очень давно. В христианском мире паломничество в страну, где совершались деяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV в. В России паломничество в Святую Землю начались уже в первые времена русского христианства.

В XVII-XIX вв. существовало множество гравированных топографий Палестины, которые в большинстве случаев являлись образцами для иконописцев, изготовлявших иконы на холсте или дерева. Основной замысел живописных «проскинитариев» (от греч. proskynetarion, от proskynoo – «преклоняю колени, почитаю») – воскресить в памяти паломника места, которые он посетил или о которых слышал из уст провожатых; представить в одной композиции все главные святыни региона, напомнить о старозаветных и новозаветных событиях, которые имели здесь место.

Центром письма подобных икон был Иерусалим. Композиционно топографии имеют общую структуру: изображение в разрезе храма Гроба Господня со всеми святилищами или историческими композициями, образы Богоматери и Спасителя в окружении фигур пророков, святых и мучеников. Иконы писались на холсте для удобства перевозки их паломниками. Свернутые в трубочку, они занимали немного места и в таком виде привозились в самые отдаленные уголки православного мира. Холсты натягивали на подрамники и помещали в храмы или домашние киоты, чтобы они напоминали о святых местах.

Самый ранний датированный памятник этой иконографии хранится в Государственном Историческом музее. Это икона «Топография Палестины», созданная в Иерусалиме в 1817 г. Еще одна подобная евлогия 1876 г. хранится в Государственном Эрмитаже.

В целом, такие иконы мало изучены, практически не выявлены в музеях страны и представляют собой большую редкость. Неслучайно одна из них привлекла внимание собирателя егорьевского музея Михаила Никифоровича Бардыгина в начале ХХ в.

В иконе егорьевского собрания – более тридцати клейм, включающих в себя сюжеты Ветхого и Нового Завета, отдельные иконы Спасителя, Богоматери, святых, а также изображения знаменитых обителей Иерусалима и событий, связанных с празднованием Великой Субботы. Колорит иконы светлый и яркий, построенный в основном на контрасте ярко-красного и светло-синего: стиль ее живописи характерен для народного направления в церковной живописи. Автором иконы мог быть мелькитский (Мелькитами, начиная с XVII в., стали называть арабоязычных православных христиан) или греческий мастер, а, может быть, и русский иконописец. Дело в том, что русские монастыри, появившиеся в Святой Земле во второй половине XIX в., быстро наладили выпуск паломнических евлогий и активно занялись изготовлением четок, крестиков, образков, иконок и всевозможных паломнических сувениров, привнося в свою продукцию некоторый национальный колорит. Живописные иконы отличались большим профессионализмом, т.к. требовали не только технических навыков, но и художественных способностей. В 1900-е гг. в Иерусалим стекалось до десяти тысяч русских паломников и примерно две трети не возвращались без икон.

Икона «Топография Палестины» предстает перед нами как замечательное произведение искусства XIX в., выполненное с большим мастерством и художественным вкусом. Несмотря на то, что в основе подобных икон, как правило, лежит один образец, каждая из них по-своему уникальна.

Реставрация 2010 г. Реставратор ГИМ М.В. Золотова

Архив экспонатов

16 октября 2020, 15:36