Однажды среди развалин археологи нашли два одинаковых плоских камня, а между ними - кусок полуистлевшей ткани. Можно было бы подумать: после землетрясений да через столетия - все вперемешку... Но нет - это оказалось приспособление для разглаживания одежды, то есть первый в истории человечества утюг!
Но, между тем, утюгу не более 500 лет. А как же обходились без него наши предки? Много было разных способов. Например, обкладывали вещи прутиками или камушками, которые служили грузилами и оттягивали ткань, разглаживая складки. Древние римляне гладили свои туники и тоги при помощи металлического молотка: морщины просто выбивались из ткани многократными ударами. В Европе, с XVI века для разглаживания складок на одежде использовали горячие металлические пластины. Гладили белье и специальными шарами - «гавками», а также отрезанными донышками бутылок и железными кружками, наполненными горячей водой.
На Руси до середины прошлого века для разглаживания ткани использовали набор из скалки – небольшой палки с ровным круглым сечением и рубеля – плоского деревянного бруска с рукоятью и ребристой нижней рабочей поверхностью. Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Современный утюг и не справился бы со старинными тканями; изготавливались они вручную, в основном, изо льна, и грубы были настолько, что после стирки колом стояли. Обработка рубелем не только удаляла складки на ткани, но и делала ее мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем!»
Гладить тогда по физической нагрузке было равнозначно тому, что сейчас в тренажерный зал сходить! Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано.
Часто, такие вещи, как рубель передавались в семье из поколения в поколение. Один из таких фамильных рубелей в 2007 году был подарен Егорьевскому музею Ларисой Тихоновной Чупахиной. Он достался ей от матери, Анфисы Черкасовой, которая, в свою очередь, получила его в качестве приданого от отца Мефодия Куприяновича Боровикова, считавшегося в свое время лучшим в Егорьевске мастером по изготовлению головных уборов. Во времена НЭПа Мефодий Куприянович на пару со своим родным братом Павлом Куприяновичем держал лавку на Соборной площади. Торговля головными уборами в ней шла очень успешно. На этом кустарном производстве была занята вся большая семья Боровиковых.
Согласно семейной легенде, этот рубель Мефодий Куприянович выиграл в качестве приза на городской ярмарке. Предмет очень красивый, изготовленный как подарочное изделие в начале XX века. Тыльную, нерабочую поверхность рубеля украшает эффектная роспись: на черном, лакированном фоне рисунок, в виде цветочной гирлянды из роз и стилизованных ромашек. Цветы и листья гирлянды раскрашены по серебристой основе в красный, синий, малиновый, зеленый и золотистый цвета. Такие нарядные, расписные рубеля были одними из излюбленных украшении крестьянского жилища.
В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться особенностями формы или своеобразным декором. На русском Севере в рукояти иногда вырезалось полое пространство, которое заполнялось высушенными горошинами. При раскатывании белья издавался звук, аналогичный звуку детской погремушки. Во Владимирской губернии рубели украшали геометрической резьбой, они отличались необычайной длиной. В Ярославской же губернии кроме резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила очень удобной второй ручкой.
Когда-то рубель стал и музыкальным инструментом. Возможно, кто-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом. Получился искристый раскат звуков, похожий на тот, который мы извлекаем из досок забора. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй - цельный. Пустотелый, естественно, звучит более громко, гулко. Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.
Технология рубеля до недавнего времени применялась во многих гладильных машинах.
Конечно, сегодня у каждой хозяйки есть электрический утюг, но он может сломаться в самый неподходящий момент, а вот деревянный рубель никогда не подведет. Не верите? Спросите у ваших бабушек!