Шитье
В коллекции музея много разнообразных по материалу, технике и назначению вещей, демонстрирующих древнейший вид прикладного искусства – украшение тканей.
Ткани XVI-XVII вв. дошли до нас большей частью в предметах церковного обихода и облачениях священнослужителей. Для их пошива часто использовались пожертвованные светские женские платья, мужские кафтаны и даже орденские звезды.
Так, воздух и покровец из собрания музея сшиты из персидской ткани XVII в., а вместо крестов использованы шитые звезды ордена Святой Анны конца XVIII в., споротые с мужских кафтанов.
Ткани XVI-XVII вв. дошли до нас большей частью в предметах церковного обихода и облачениях священнослужителей. Для их пошива часто использовались пожертвованные светские женские платья, мужские кафтаны и даже орденские звезды.
Так, воздух и покровец из собрания музея сшиты из персидской ткани XVII в., а вместо крестов использованы шитые звезды ордена Святой Анны конца XVIII в., споротые с мужских кафтанов.
Покровец. Ткань - Персия, XVII в., звезда ордена Святой Анны - Россия, конец XVIII в. Шелк, серебряная канитель и пряденые нити, блестки. Ткачество, шитье.
Техника низания речным жемчугом и рубленым перламутром имеет в России древнюю историю. С XVIII в. в низании стали использовать бисер и стеклярус. Из этих недрагоценных материалов (хотя стоили они недешево) получались сказочно красивые вещи: головные уборы, платки, кошельки, а также оклады для икон.
Мастера умело использовали свойство бисера преломлять и отражать свет лампад и свечей: во время богослужения волшебное сияние символизировало иной мир.
Шитье золотой и серебряной нитью – один из наиболее древних видов вышивки, достигший расцвета в XVII в.
Мастерицы, располагая незначительным числом приспособлений и приемов, добивались высокого художественного эффекта.
Например, для получения выпуклого узора под нити подкладывали маленькие кусочки бересты или шнурок. Эта техника называлась «шитье по карте» и рождала игру светотени.