Виртуальная экскурсия по выставке «ОКНА ТАСС. Оружие Победы»

Благодаря мужеству и героизму советского народа мы уже 75 лет живем в мирное время. Каждый год мы вспоминаем самый страшный период истории нашей страны для того, чтобы эти события никогда не повторились. В этом году в планы широкого празднования юбилейной даты Великой Победы вмешалась пандемия. Во всем мире сейчас идет бой за жизнь. И главным спасением в этой войне с вирусом является самоизоляция.

Но несмотря ни на что вся Россия готовится к достойной встрече юбилея. На центральной площади Егорьевска уже открылась выставка плакатов «Окна ТАСС. Оружие Победы». К сожалению, увидеть ее мы можем лишь на фотографиях, размещенных в сети. Но не за горами время, когда мы познакомимся с ней воочию. Практически все лето выставка будет работать на Соборной площади. А пока мы предлагаем вам виртуальный формат знакомства с плакатами военного времени. Рассматривая их, можно увидеть «живую» хронику военных событий. За каждым плакатом — конкретное событие или конкретная человеческая судьба.

Под этим окном не поют серенады,

На этом окне резеда не цвела.

За этим окном разрывались снаряды,

И армия наша на подвиги шла.

Так напишет С.Я. Маршак об «Окнах ТАСС», одной из самых ярких страниц истории плакатного искусства Великой Отечественной войны.

Окно ТАСС № 574. Художник П. Шухмин. 1942 г.

В июле 1942 года Красная Армия снова вынуждена была отступить далеко на восток. Фронт стоял в 150 км от Москвы. Ленинград находился в блокаде, а на юге после долгой осады был потерян Севастополь. Враг, прорвав линию фронта, захватил Северный Кавказ и рвался к Волге.

28 июля 1942 года был подписан Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, вошедший в историю как приказ «Ни шагу назад!», направленный на поднятие боевого духа и восстановление военной дисциплины самыми жёсткими мерами.

Окно ТАСС № 553. Художник В.Горяев. Стихи С.Маршак. 1942 г.

На оккупированной немцами территории до войны проживало 80 млн советских граждан. Плакат был создан для того, чтобы вызывать ненависть к фашистам, которые не щадили ни женщин, ни детей. На плакате художник изобразил беззащитную мать, которой угрожает фашист, направляющий оружие на прижатое к груди дитя.

Такой сюжет не оставляет без эмоций даже сейчас, что же говорить о чувствах солдат Красной Армии. Солдаты, смотря на него, ещё больше рвались на борьбу с врагом. Это один из самых эмоционально мощных сюжетов того времени, призывающий биться с захватчиками за своих детей, матерей, жён.

Окно ТАСС № 635. Художник П.Соколов-Скаля. 1943 г.

Сталинградская битва стала коренным переломом не только на фронтах, но и в сознании немцев и русских. В результате успешного контрнаступления наших войск 6-я армия Ф. Паулюса (22 немецкие дивизии) попала в кольцо окружения. Воспрял боевой дух Красной Армии. Поражение под Сталинградом Германию потрясло до основания. Впервые с начала Второй мировой войны Гитлер объявил в «рейхе» трёхдневный траур.

В это время появляются военные плакаты с новыми сюжетами, с другим настроением – спокойной уверенностью в победе. Отныне вектор важнейших военных операций Красной Армии устремляется строго на запад, и теперь никакая сила не сможет остановить этого порыва. Так будет!

Окно ТАСС № 674. Художник П.Соколов-Скаля, текст Д.Бедный. 1943 г.

Плакат посвящен освобождению Ростова-на-Дону от гитлеровских войск, дважды оккупировавших этот город. Одновременно с ним нашими войсками был освобождён от нацистов также город Ворошиловград (Луганск). Автором стихотворения «Бойцы за Родину, вам равных не найти!» является советский поэт Демьян Бедный.

Поэмы сказочной часть первая готова.

Захватывает дух от боевых страниц!

Чрез сотни городов, селений и станиц,

от Сталинграда до Ростова

Победный пройден путь. Ростов – советский снова!

Вот это – блиц!

8 сентября 1943 года был освобождён от захватчиков Донецк (в годы Великой Отечественной войны – Сталино) – крупнейший промышленный центр Донбасса. Угольные шахты и промышленные предприятия этого стратегически важного региона снова стали давать свою продукцию сражающимся советским войскам. Отход немецких частей отличался исключительно тяжелыми потерями вермахта.

Окно ТАСС № 729. Художник В.Иванов. 1943 г.

Отступая под ударами Красной Армии, немецко-фашистская армия беспощадно уничтожает советские города и сёла, применяя насилие, пытки, истязания и совершая массовые убийства мирных граждан и военнопленных. На плакате на красном фоне (как символе мученичества и страдания) изображен советский воин со словами грозной клятвы: «Смерть немецким захватчикам!».

«Жажда мести клокочет в наших сердцах, не давая нам покоя ни днем, ни ночью. Руки сами тянутся к оружию и ненавидящие глаза наши ищут немца с единственной целью –покарать его, убить, уничтожить. Мы доберемся до каждого из этих злодеев! Всей своей черной кровью им не смыть своих преступлений... Священный гнев удесятеряет наши силы. Борьба трудна, но доблестная наша армия всё крепче сжимает в руках свое оружие, направляя всю свою ярость против ненавистного врага. Немецко-фашистские палачи пришли на нашу землю с мечом в руках, от меча они и погибнут — от карающего и праведного меча советского народа!» («Смерть подлым немецко-фашистским палачам!», газета «Красная звезда» №80, 6 апреля 1943 года).

Окно ТАСС № 911. Художник Г.Савицкий, текст О.Колычев. 1944 г.

Наличие большого количества кавалерийских дивизий в составе РККА в начале войны многие рассматривали как признак её отсталости. Но не все знают, что ни одна крупнейшая наступательная операция Красной Армии не обходилась без участия в ней кавалерии. Она стала незаменимым оружием во время прорывов и рейдов по тылам противника. Даже в операции "Багратион" в 1944 году, когда техники уже вполне хватало, советское командование для прорыва на оперативный простор использовала кавалерию. А в 1945 году жирную точку во Второй мировой войне на Дальнем Востоке поставила конно-механизированная группа Плиева.

Вопреки распространённым заблуждениям, кавалерийские части скакали не «с шашкой наголо» против немецких танков, а представляли собой манёвренные пехотные части, способные даже при отсутствии дорог преодолевать расстояние более 100 километров в день. Лошади в буквальном смысле вытянули на себе все тяготы войны и дошли до Берлина.

Окно ТАСС № 985. Художник М.Черемных, стихи Д.Бедный.

В ходе переговоров наркома иностранных дел В.М. Молотова с премьер-министром Великобритании У. Черчиллем и президентом США Ф. Рузвельтом в мае-июне 1942 года была достигнута договоренность о создании второго фронта в Западной Европе в 1942 году. Но вскоре западные лидеры пересмотрели свои прежние обязательства и перенесли сроки открытия второго фронта. Лишь в ходе Тегеранской конференции в ноябре-декабре 1943 года этот вопрос был окончательно решен. Высадка англо-американских экспедиционных сил в Нормандии 6 июня 1944 года стала первым этапом операции «Оверлорд». Со своей стороны, Сталин сделал заявление, что примерно в то же время на советско-германском фронте начнётся мощное наступление. На плакате изображен Гитлер в виде свастики. С трех сторон наносятся удары союзников по антигитлеровской коалиции.

Окно ТАСС № 986. Художник П.Саркисян. Стихи А.Машистов.

В июле 1944 года советские войска первыми подошли к крупнейшему нацистскому лагерю Майданек, расположенному возле польского города Люблин. Захваченные врасплох таким быстрым наступлением противника, гитлеровцы попытались скрыть свидетельства массовых убийств, уничтожив лагерь. Персонал лагеря поджег огромный крематорий, использовавшийся для сжигания тел убитых узников, однако из-за поспешной эвакуации газовые камеры остались нетронутыми. Помимо этого, летом 1944 года Красная Армия освободила территории, где находились лагеря смерти Белжец, Собибор и Треблинка. Немцы демонтировали эти лагеря в 1943 году, после того как большая часть польских евреев уже была уничтожена.

Во время Второй мировой войны на территории нацистской Германии, её стран-союзниц и на оккупированных ими территориях действовало (помимо тюрем, гетто и т. п.) 14 000 концентрационных лагерей, в них содержалось 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. (Источник: http://slava-sibiryakam.ru/vov/uzniki-kontslagerey/)

Окно ТАСС № 1039. Художник В.Люшик, стихи А.Жаров.

Все понимали, что победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Художники «Окон ТАСС» активно отражали это в своём творчестве. На этих плакатах распространён женский образ, что не удивительно, ведь женщины заменили ушедших на фронт мужчин. Пока мужчины совершали подвиги на фронте, женщины проявляли настоящий героизм в тылу, днями и ночами стоя у станков, работая в поле.

«Чем крепче тыл, тем крепче фронт!», «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас!», «Трактор в поле – что танк в бою!», «Уборка урожая – грозный удар по врагу!», «Мы поклялись своим мужьям!» – такие лозунги-воззвания можно было встретить на плакатах, листовках, в газетах уже с начала войны. Они отражали стойкость советских женщин, принявших на себя трудовое обеспечение фронта.

Окно ТАСС № 1048. Авторы: Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). 1944 г.

Плакат отображает безнадежность положения гитлеровской Германии после открытия Второго фронта.

«26-ю годовщину Красной Армии народы нашей страны встречают в обстановке исторических побед советских войск над немецко-фашистскими войсками.

Немецко-фашистские разбойники мечутся теперь в поисках путей спасения от катастрофы. Фашистские заправилы предпринимают отчаянные попытки внести разлад в лагерь антигитлеровской коалиции и тем самым затянуть войну. Все эти уловки гитлеровцев обречены на провал.

В ознаменование великих побед, одержанных вооруженными силами Советского государства в течение истекшего года, сегодня, 23 февраля, в день 26-й годовщины Красной Армии в 18 часов в Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске, Гомеле, Ростове салютовать доблестным войскам Красной Армии двадцатью артиллерийскими залпами» (Приказ №16 Верховного Главнокомандующего И.Сталина. газета «Правда». 23 февраля 1944 года).

Окно ТАСС № 1054. Художник А.Волков, стихи В.Лебедев-Кумач. 1944 г.

«Без мощных наступательных операций Красной Армии летом этого года, приковавших к себе до двухсот немецких дивизий, войска наших союзников не смогли бы так быстро расправиться с немецкими войсками и вышибить их из пределов средней Италии, Франции, Бельгии… Задача состоит в том, чтобы держать Германию и впредь в тисках между двумя фронтами. В этом ключ победы.

Советские люди ненавидят немецких захватчиков не потому, что они люди чужой нации, а потому, что они принесли нашему народу и всем свободолюбивым народам неисчислимые бедствия и страдания. В нашем народе издавна говорят: "Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел" (Доклад И.Сталина на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся…, газета «Правда». 7 ноября 1944 года)

Окно ТАСС № 1079. Авторы: Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). 1944 г.

На плакате изображены карикатуры ближайших приспешников Гитлера.

Бенито Муссолини – лидер Национальной фашистской партии (НФП), диктатор, вождь («дуче»), верный соратник и союзник Гитлера, руководивший Италией с 1922 года. После свержения в 1943–1945 годах возглавлял марионеточную Итальянскую социальную республику, контролировавшую при поддержке немцев часть территории Италии.

Маршал Франции Анри Филипп Петен в июне 1940 года после разгрома фашистами Франции призвал нацию сотрудничать с оккупантами, возглавил в должности премьер-министра коллаборационистское правительство (режим Виши).

Александр Цанков – основатель праворадикальной популистской партии Народное социальное движение в Болгарии. К началу 1940-х годов являлся убеждённым сторонником союза с нацистским Рейхом.

Хория Сима – лидер военизированного фашистского движения «Железная гвардия», созданного в Румынии по образцу гитлеровских штурмовиков и СС.

Окно ТАСС № 1098. Художник П.Шухмин.1944 г.

"Артиллерия – бог войны" – так с давних пор называют этот род войск. Советская артиллерия с первых дней Великой Отечественной войны проявила себя в боях. Умение и отвагу наших артиллеристов отмечали не только советские военачальники. Им отдавали должное и враги. "Звёздный час" советской артиллерии пришёлся на 19 ноября 1942 года – начало операции "Уран", в итоге которой было нанесено сокрушительное поражение немецко-фашистским войскам под Сталинградом. В честь этого дня артиллеристы получили свой профессиональный праздник.

Написанный в 1943 году "Марш артиллеристов" стал главным маршем этого славного рода войск. Грозный, разящий, зовущий к окончательной Победе над ненавистным врагом, марш прижился на долгие годы.

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовёт Отчизна нас!

Из сотен тысяч батарей

За слезы наших матерей,

За нашу Родину — огонь! Огонь!

Окно ТАСС № 1116. Художник М.Соловьев, стихи И.Левидова. 1944 г.

Летом 1944 года советские войска вышли к Карпатам. После непрерывных кровопролитных боев они нуждались в отдыхе и пополнении, части боевой техники требовали ремонта. Горючее и боеприпасы были на исходе. Но обстановка в Чехословакии требовала принятия срочных мер, так как 29 августа под руководством Компартии Чехословакии и при активном участии советских партизан в Словакии началось народное восстание. На его подавление немецко-фашистское командование бросило крупные силы. Чехословацкое правительство в эмиграции обратилось к Москве с просьбой оказать помощь восставшим.

Свою освободительную миссию Красная Армия начала осенью 1944 года. Советские войска заняли Восточные Карпаты, освободили Закарпатскую Украину, часть Восточной Словакии. Карпатско-Дуклинская наступательная операция положила начало дальнейшему освобождению Чехословакии от фашистского ига.

Окно ТАСС № 1143. Художник П.Саркисян. 1945 г.

Сатирические плакаты были любимы советским народом, но безумно раздражали фашистов. Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь велика, что Геббельс угрожал лично «вздёрнуть на виселицу всех, кто работает в «Окнаx ТАСС» сразу же после взятия немецкими войсками Москвы». Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистских главарей. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев».

Одним из наиболее «любимых» персонажей советских карикатуристов был Йозеф Геббельс – пропагандистский «мозг» Третьего Рейха, ближайший сподвижник и верный последователь Адольфа Гитлера.

Окно ТАСС № 1167. Художник А.Плотнов, стихи И.Левидова. 1945 г.

Бреслау – один из ведущих военно-промышленных центров фашистской Германии. Когда боевые действия приблизились к границам «рейха», Гитлер приказал наиболее крупные города превратить в мощные неприступные крепости, которые задержали бы наступление Красной Армии. Бреслау стал одним из таких городов, оказавших наиболее активное сопротивление советским войскам. В результате упорных и кровопролитных боев, продолжавшихся с января 1945 года, Бреслау капитулировал 6 мая 1945 года.

Окно ТАСС № 1181. Художник А.Волков, стихи И.Левидова. 1944 г.

Железные дороги стали важнейшим связующим звеном между фронтом и тылом. Только представьте, что значит обслуживать фронт протяжённостью более четырёх тысяч километров, от Чёрного до Баренцева моря, и огромных размеров тыл! На долю железнодорожного транспорта приходилось во время войны до 83,8 процента всех перевозок, в том числе 70,5 процента воинских.

В сложных условиях быстро продвигались эшелоны с уральскими, сибирскими и дальневосточными дивизиями в дни подготовки к битве под Москвой осенью 1941 года. Подлинные чудеса мужества проявили железнодорожники, доставляя оружие и продовольствие блокированному врагом Ленинграду. Непрерывно под огнём врага шли поезда с войсками, оружием, боеприпасами и продовольствием для разгрома врага под Сталинградом. Без перебоев осуществлялись перевозки воинских эшелонов и транспортов во время сражений на Курской дуге в 1943 году. Огромные размеры воинских перевозок выполнены при наступательных операциях 1944 года и в дни завершающих боёв в 1945 году.

Окно ТАСС № 1211. Художник П.Саркисян, стихи В.Лебедев-Кумач.

Плакат посвящен Ялтинской (Крымской) конференции союзных держав (4–11 февраля 1945) — второй по счёту многосторонней встрече лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании во время Второй мировой войны.

К тому моменту победа над «третьим рейхом» была лишь вопросом времени, и война вступила в завершающую стадию. Союзники заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир», «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию».

Окно ТАСС № 1218. Авторы: Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). 1945 г.

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфий Крылов и Николай Соколов. Псевдоним составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества.

Сюжет плаката «История с географией» показывает, к чему привела теория мирового господства Гитлера. Плакаты «Окон ТАСС» во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть даже на броне танков и на фюзеляжах самолётов. Такие едко-сатирические плакаты приводили нацистов в бешенство.

Окно ТАСС. Ленинград, апрель 1945.

Плакаты «Окна ТАСС» имели огромную популярность в стране и к середине войны выпускались почти во всех крупных городах СССР, где были объединения художников: в Киеве, Харькове, Куйбышеве, Ташкенте, Туле, Пензе, Свердловске, Казани, Горьком и других. Крупнейшими являлись московская редакция мастерской военно-оборонного плаката и редакция при Ленинградском отделении ТАСС.

Несмотря на воздушные налёты, бомбёжки, эвакуацию, голод и блокаду, ленинградское агентство не прекращало работать ни на минуту. Первый плакат появился 24 июня 1941 года. Сразу же на помощь тассовцам пришли известные карикатуристы: Вл.Гальба и Б.Лео, выпускники и студенты Академии художеств М.Ваксер, Л.Торич, Е.Мелик-Богдасарова, Г.Ашрапян, Н.Шапорина, художник В.Григорьев. С ними сотрудничали поэты О.Ф. Берггольц, В.Саянов, Б.Тимофеев. Плакаты звали к обороне города, разоблачали идеологию и преступления фашизма, высмеивали его главарей. Центральное «Окно» размещалось в витрине Елисеевского магазина на Невском проспекте и все 900 дней блокады поддерживало ленинградцев.

Окно ТАСС № 1236. Художник П.Соколов-Скаля, стихи В.Лебедев-Кумач. 1945 г.

Аллея Победы — знаменитый в своё время бульвар в берлинском парке Тиргартен. На бульваре были установлены 32 мраморных памятника всем маркграфам, курфюрстам Бранденбурга и королям Пруссии, правившим в период с 1157 по 1888 годы. Длина бульвара составляла 750 метров. Каждую скульптурную группу помимо памятника самому правителю составляли два бюста личностям, прославившимся во времена его правления. Берлинцы прозвали бульвар «Кукольной аллеей».

Аллея Победы была разрушена во время битвы за Берлин. Многие из выживших скульптур были перемещены и установлены в Цитадели Шпандау или перевезены во дворец Бельвю.

Окно ТАСС № 1245. 1945 г.

На майских плакатах 1945 года изображались советские воины-победители, усталые, но счастливые. Радостные лица демобилизованных военнослужащих, светлые улыбки друзей и слезы родственников без лишних слов рассказывают о том, каким долгожданным было возвращение победителей домой. Авторы плакатов «Окна ТАСС» всегда верили в то, что Победа придет. Они ковали эту победу вместе со всеми, приближали ее, рассказывая о всех событиях долгого пути к Великой Победе.

Окно ТАСС № 1248. Художник П.Шухмин, стих Д.Бедный. 1945 г.

Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил первоначально был подписан представителями верховного командования вермахта и верховного командования Западных союзников 7 мая в 02:41 ночи в Реймсе (Франция).

Сталин отказался признать этот акт, потребовав нового подписания во взятом Красной Армией Берлине и попросив союзников не делать официальных объявлений о победе до вступления в силу капитуляции. Сталин заявил, что капитуляция должна являть собой важнейший исторический акт и принята там, откуда пришла фашистская агрессия, — в Берлине, и не в одностороннем порядке, а верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции.

Вторичное подписание капитуляции состоялось в ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте. Советские граждане узнали о долгожданном событии 9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут ночи по московскому времени из сообщения диктора Юрий Левитана.

Окно ТАСС № 1255. Художник М.Черемных, текст Н.Черемных. 1945г.

Главным жанром плакатов «Окон ТАСС» были сатира и юмор, которые поднимали дух воинов Красной Армии и всего советского народа. На острие карандаша тассовцев по окончании войны было нанизано немало карикатур тиранов, мнивших себя властителями мира, но в итоге, проклинаемых человечеством, с позором канувших в преисподнюю. Этот плакат завершает военную хронику «Окон ТАСС».

Окно ТАСС № 1256. Художник М.Соловьев, стихи И.Левидова. 1945 г.

«Есть в жизни армии и в жизни воина даты, которые не забываются. Так навсегда останется в нашей памяти апрель сорок пятого года — в эти дни мы пришли в Берлин.

Когда-нибудь мы будем вспоминать: в Германии тогда стояла сухая весна, и яблони цвели пышным цветом, и фиолетовые анютины глазки смотрели на нас удивленно, и млели сады в весенней истоме, и, когда сквозь аллеи зеленых каштанов и пахучих лип проходили наши тяжелые машины, их броню облипали клейкие весенние листочки.

Но мы не верили этой голубиной весне» (Борис Горбатов. В Берлине // «Правда» №99, 26 апреля 1945 года).

Сражение за Берлин далось советским танкистам нелегко. Но в условиях тяжелейших уличных боёв они достойно справились с поставленной задачей и взяли столицу рейха. Совместными усилиями войск маршала Жукова и маршала Конева 2 мая 1945 года успешно завершен штурм Берлина центра германского империализма и очага немецкой агрессии.

На плакате изображена цветущая весна Победы на улицах Берлина. Ликуют советские танкисты, с боями прошедшие путь от стен Москвы до поверженного Рейхстага.

Окно ТАСС № 1257. Художник Н.Денисовский. 1945 г.

Окончание Второй мировой войны в Европе выдвинуло на первый план проблемы мирного переустройства на континенте и, прежде всего, в Германии. Эту задачу должен был решать Контрольный совет по управлению Германией из высших представителей СССР, США, Великобритании и Франции.

По решению политических лидеров великих держав, в Контрольный совет должны были войти главнокомандующие национальными вооруженными силами на Европейском континенте: американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, английский фельдмаршал Бернард Монтгомери, французский генерал Жан Мари де Тассиньи. Советский Союз представлял маршал Георгий Жуков. 5 июня 1945 года главнокомандующие прибыли в Берлин, где приняли участие в церемонии подписания Декларации о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии. Принципы, зафиксированные в документе, получили дальнейшее развитие в решениях Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года.

Окно ТАСС № 1265. Художник М.Мальцев. 1945 г.

Сюжет прославляет героический подвиг рабочего класса. Великая Победа была достигнута не только усилиями солдат и офицеров Красной Армии, но и огромным, изнуряющим трудом советских граждан в тылу. Женщины, дети и старики, составлявшие, зачастую, большинство тружеников на производствах, работали с запредельной отдачей, следуя лозунгу "Все для фронта! Все для Победы!". Полуголодные, измученные каждодневными лишениями и невзгодами, без выходных и праздников они трудились по 10-12 часов в сутки. Труженикам тыла принадлежит веское слово в Победе над нацистской Германией.

Окно ТАСС № 1272. Художник С.Чистяков, текст И.Левидова. 1945 г.

Отгремели бои Великой Отечественной. Воины возвращались домой, в разрушенные города, на пепелища сёл и деревень. Война принесла советскому народу тяжелейшие потери и ужасные страдания. Помимо многих миллионов погибших людей, были разрушены 1710 городов, 70 тысяч сельских населенных пунктов, 32 тысячи промышленных предприятий и 98 тысяч коллективных хозяйств.

После ратного подвига победителям предстояло вступить в битву за восстановление своей искалеченной Родины. И каждого из них с нетерпением ждали в ещё до войны ставшем родным трудовом коллективе.

Окно ТАСС № 1289. Художник П.Судаков, текст А.Машистов. Август 1945 г.

Безусловно, Великая Победа ковалась всеми родами войск, но, тем не менее, её трудно было представить без завоевания стратегического господства в воздухе. Решающая роль советской авиации в битвах за Москву, за Сталинград и на Курской дуге неоспорима. Своё мастерство наши лётчики в полной мере продемонстрировали в небе Кубани, Украины, Белоруссии… Если в начале войны в операциях участвовало от 200 до 500 советских боевых самолётов, то в 1945 году в боях за Берлин было задействовано уже 7500.

Мало нашлось бы в Советском Союзе людей, кто не знал бы таких асов, как Иван Кожедуб, на чьём счету 64 сбитых немецких самолёта, и Александр Покрышкин, одержавший 59 личных побед в воздушных боях. «Красные соколы», «сталинские асы», «ночные ведьмы»… Их подвиги и послужили основой для сюжета плаката.

Окно ТАСС № 1366. Художник М.Мальцев, стихи В.Лебедев-Кумач.

Февраль 1946 г.

После окончания войны редакция военно-оборонного плаката, просуществовавшая в ТАСС до 30 декабря 1946 года и выпустившая около полутора тысяч номеров, переключилась сначала на тему возвращения воинов-победителей домой, затем на завершение военных операций на Дальнем Востоке и, наконец, на сюжеты, связанные с переходом к мирному устройству жизни.

Плакат отдаёт дань подвигу советских пограничников, которые 22 июня 1941 года приняли на себя первый страшный удар немецко-фашистских полчищ. В ходе тяжелейших боёв на рубежах Родины они сорвали план Гитлера по молниеносному захвату страны. Пограничные заставы, погибая практически полным составом, выигрывали столь необходимое для развертывания основных сил время. Весь мир узнал тогда о бессмертном подвиге защитников Брестской крепости…

Отгремели последние залпы Второй мировой войны. Но недавние партнёры СССР по борьбе с фашизмом из союзников превратились в его недоброжелателей. Началась "холодная война". Данный плакат напоминает недругам, что границы Советского союза "на замке" для незваных гостей. 

06-05-2020

Оставить сообщение