Допрос, которого не было. «Фейки» прошлого

Говоря о художнике Николае Ге, мы в первую очередь вспоминаем знакомую с детства хрестоматийную картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Ее репродукции воспроизводились в многочисленных художественных изданиях, на открытках и марках, в школьных учебниках. Это знаменитое полотно можно с уверенностью назвать визитной карточкой мастера. Оно прославило его с первых дней публичного показа на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году, и осталось одним из самых широко известных творений живописца. Ещё до выставки картина была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым. Императору Александру II полотно тоже понравилось, и для него художником было написано повторение, которое впоследствии перешло в собрание Русского музея.

Оказывается, существует еще несколько более поздних авторских копий, находящихся ныне в музеях Рыбинска, Новгорода, Ташкента и Ашхабада. В этом списке обладателей шедевров великого художника нет Егорьевского музея. Но в одном из залов его экспозиции представлена скульптурная иллюстрация этой известной картины, изготовленная на Тверской фабрике «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX века.

Произведения пластики в историческом жанре, тщательно детализированные, с яркой росписью, пользовались повышенным спросом у публики второй половины XIX века. Это жанровые сценки из жизни народа, сцены из литературных произведений и фигурные копии сюжетов картин известных русских художников: «Охотники на привале» В.Перова, «Обед на толкучем рынке в Москве» В.Маковского и другие. В их числе и «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н. Ге.

Николай Ге обратился к одному из самых трагических эпизодов русской истории XVIII века. Проблема отцов и детей актуальна во все времена, но здесь перед нами предстают русский царь и наследник престола. И это уже не только личный, семейный конфликт, а государственный выбор пути: теремного, боярского уклада жизни или же прогрессивного, европейского реформирования. Безмолвное напряженное противопоставление нового и старого показано художником очень сильно. Царевич Алексей – старший сын Петра I от его первой жены Евдокии Лопухиной, – олицетворяет силы, тормозящие прогресс России. А умный и деятельный Петр – это ее великое будущее.

Историческую трагедию художник показывает в дворцовых интерьерах Петергофа. Считается, что автор придумал эту сцену, ведь исторических свидетельств о том, что Петр лично допрашивал сына – нет, как нет и доказательств того, что допрос проходил в загородной резиденции «Монплезир», которая ко времени описываемых событий еще не была полностью достроена.

Из истории мы знаем причину недовольства Петра сыном. Царевич Алексей, не разделявший жёсткого и деспотического стиля петровских реформ, бежал в Западную Европу, но был оттуда возвращён и обвинён в подготовке захвата власти в России. С ведома отца Алексей Петрович был заключён в Петропавловскую крепость, где умер от пыток в 1718 году.

Во всём этом судьбоносном эпизоде русской истории осталось много загадок и недоговоренностей. И до сих пор эта тема будоражит умы, вызывает споры с оценкой личности Петра I и о том, на чьей стороне находились симпатии автора.

Сегодня таких жанровых композиций сохранилось совсем немного, они считаются редкостью. Аналоги нашей скульптуры мы нашли с трудом, они немного отличаются в деталях и в цветовом решении: одно изделие находится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, а другое – в музее Конаковского фаянсового завода. И если кто-то из читателей обладает большей информацией и сможет с нами ею поделиться, будем рады сотрудничеству.

В завершении статьи предлагаем вам небольшое развлечение. Помните картинки «Найди отличия» в развлекательных журналах? Предлагаем и вам попробовать найти несовпадения и сходства между фаянсовыми изображениями и живописным оригиналом. Поверьте, это очень увлекательно.

Оставить сообщение