Неизвестный художник. XIX в. Холст, масло
В собрании Егорьевского музея хранится серия портретов из 13 фантастических изображений русских правителей. Эти портреты не имеют аналогов в живописи XVIII-XIX вв. Неизвестный художник, автор серии, имитировал старинные европейские портреты с их темным колоритом, в то же время его работы отвечают романтическим фантазиям в национальном духе, характерным для эпохи историзма XIX столетия.
Святослав (между 920 и 942–весна 972), великий князь киевский, прославился как великий полководец. Н.М. Карамзин называл Святослава «Македонским Древней Руси».
Формально, великим князем стал в 3 года, после гибели отца, князя Игоря, от рук древлян. Княгиня Ольга, ставшая регентом при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав. Выехав вперед строя, Святослав метнул копье, которое пролетев меж ушей коня, ударило того по ногам.
Начав самостоятельное правление, Святослав собрал дружину в поход на хазар. Войско князя отличалось высокой мобильностью. «Котлов он за собой не возил, — пишет летописец, — мясо в походе не варил, но, тонко изрезав конину или зверину, испекал на углях и ел. Шатров у него не было; ложась спать, клал под себя потник с коня, а под голову седло».
Знаменитый клич Святослава «Иду на вы» и по сей день вызывает среди историков много споров. Ведь известно, что внезапное нападение – первый шаг к победе. Военное искусство требует особой хитрости от полководца. Любая самоуверенность рано или поздно все равно приводит к краху. Так что же побуждало Святослава идти в открытую на предупрежденного и ожидающего противника?
У русских построение называлось «стена» — рать перед боем становилась двадцатью шеренгами; небольшие отряды находились у краев основного строя и позади него, охраняли фланги и тыл. Преследовать противника «стена», как и фаланга, не могла. Вот Святослав, больше всего обеспокоенный тем, чтобы не пришлось искать войско противника, не гоняться за ним, и посылал свое «Иду на вы!» — дерзкое, краткое, безоговорочное приглашение к бою. «Лишь бы собрался противник в одном месте, победа будет на нашей стороне!» — рассуждал Святослав.
Разгромив хазар, Святослав отправился в Болгарию. Целью было расширение владений Русского княжества и перенос столицы из Киева. «Повесть временных лет» передаёт его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».
Эти действия князя привели к войне с Византией. Выдержав трехмесячную осаду в крепости Доростол, Сятослав заключает мир с византийским императором Иоанном Цимисхием.
Святослав принимает решение вернуться в Киев и перегруппировать силы. На днепровских порогах ослабленная дружина князя вступает в бой с печенегами. В этой схватке Святослав погиб. Печенежский князь Куря отдал череп Святослава мастерам, чтобы те оковали его золотом и сделали из него чашу. На пирах Куря хвастался, что такой редкостной чаши нет ни у кого, и пил из нее вино.
Еще один портрет относится к серии "Родословие". Составленный Михаилом Ломоносовым перечень русских правителей стал основой для портретных серий, выполнявшихся в том числе в кости. Серия, хранящаяся в Егорьевском музее, вырезана невысоким ДВУСТОРОННИМ рельефом. Под портретами помещена лента с выгравированными именем и титулом, на оборотной стороне выгравирован номер правителя из "Родословия".
Архангельская губерния, 1790-е гг. Мамонтовый бивень; ажурная, двусторонняя рельефная резьба
Оставить сообщение