Фарфор или стекло? «Фейки» прошлого

Одним из важнейших свойств стекла является прозрачность. Однако в ряде случаев стекло специально "глушат", лишая этого признака. В далеком прошлом в качестве одного из глушителей стекла использовали пережженную костяную муку, содержащую фосфат кальция. Эта добавка и делала стекло “мутным”, придавая белый (молочный) цвет. «Словарь Брокгауза и Ефрона» приводит следующий рецептурный состав по изготовлению молочного стекла: на 100 весовых частей песка следовало добавить поташа — 44 части, костяной золы — 36, гашеной извести — 2, поваренной соли — 5 частей.

В России молочное стекло стало появляться в 1760-1770-х годах в качестве подражания фарфору. То есть в тот период, когда русский фарфор был еще баснословно дорог и считался предметом роскоши. В ряде изделий достигалось почти полное сходство. Их орнаментация близка к росписи фарфора Императорского Фарфорового завода и совсем не свойственна стеклу. Основу декора составляли растительные орнаменты и цветочные гирлянды, выполненные полихромной эмалевой росписью с позолотой. Создавая молочное стекло в подражание фарфору, мастера стремились уничтожить основное специфическое свойство стекла –его прозрачность. Однако светоносность и холодный блеск поверхности стекла выдают истинную природу материала и в то же время вносят дополнительный эстетический акцент.

Дешёвым цветное стекло, а тем более молочное никогда не было. Но именно фарфор являлся пределом мечтаний, потому и стоил еще дороже. Наличие фарфоровых изделий в усадебных имениях – это, в первую очередь, символ статусности, богатства. Как же не похвастаться столь редким приобретением перед гостями? Потому и была на пике популярности такая обманка из стекла. Сегодня этот поддельный фарфор представляет собой величайшую редкость и ценится чрезвычайно дорого.

К выставке

 

Оставить сообщение