История одного портрета. «Фейки» прошлого

Среди диковин и редкостей, которые тщательно отбирал и приобретал коллекционер Михаил Бардыгин, выделяется одна живописная работа. Это портрет младенца Иоанна VI Антоновича, выполненный неизвестным художником.

Портретов и гравюр с изображением этого многострадального императора сохранилось очень мало. Художники XVIII века просто не успели их написать, так как в 4 года Иоанна отделили от семьи и заключили в тюрьму. Его заключение было тайной. Даже сам комендант не знал, что за таинственный узник содержится в одной из камер.

Иоанна Антоновича несколько раз пытались освободить и при последней попытке освобождения 5 июля 1764 года он был убит. На тот момент юноше было 24 года, из которых 20 лет он просидел в заточении в одиночной камере.

На картине неизвестный художник написал младенца как наследника императорского престола. Он восседает на роскошной бархатной подушке, обшитой серебристой бахромой, как на императорском троне. У его ног лежит нежная роза – райский цветок, символ христианской чистоты. На подушке голубая муаровая лента с Орденом Святого Андрея Первозванного. Каждый мальчик, родившийся в императорской семье, становился кавалером этого ордена при крещении, получая голубую ленту и знаки ордена по факту своего рождения. В руке младенца драгоценная царская игрушка-погремушка.

Эту «побрякушку» (так в России называли погремушку) в 1740 году по заказу императрицы Анны Иоанновны изготовил кремлевский ювелир Самсон Ларионов специально для новорожденного сына племянницы, Анны Леопольдовны.

Не было сомнений, что художник сделал эту копию с оригинального портрета. Оригинал определили реставраторы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) при работе над портретом. И тут музейные специалисты столкнулись с загадкой, ведь оригиналом портрета, приобретенного в коллекцию как изображение Иоанна VI, оказался «Портрет Александра I в младенчестве» работы придворного французского живописца Жана Луи Вуаля.

При сравнении копии с оригиналом оказалось, что многие детали на картинах одинаковые: поза ребенка, обстановка, взмах детских ручек с зажатой в одной из них погремушкой и даже спущенная с одного плечика детская кружевная рубашка.

Единственное «но» – черты лица младенца с копии не очень похожи на лицо младенца Александра I  с оригинала. Реставраторы установили, что картина ранее подвергалась грубой реставрации, и обнаружили многочисленные записи в районе головы младенца. Был сделан вывод, что голову младенца на копии еще один неизвестный художник позже «переписал», изменив черты лица, придав ему сходство с младенцем Иоанном.

Видимо, художник был очень предприимчив и, быстро переписав голову младенца, получил хорошие деньги, продав картину как портрет младенца Иоанна VI Антоновича.

Вот таким мистическим образом на одном портрете соединились образы двух российских самодержцев. Окончательного ответа на вопрос, кто же все-таки изображен на портрете: младенец Александр или младенец Иоанн, нет. Но, может, и эта тайна старинного портрета будет разгадана.

К выставке

Оставить сообщение