Метаморфозы глины. «Фейки» прошлого

В собрании Егорьевского музея хранятся уникальные изделия, выполненные на частных заводах Гжели в первой половине XIX века. Эти керамические предметы вызывают восхищение не только своими изящными формами и декором, но и тем, что по внешнему виду и рисунку напоминают мрамор, бронзу и дерево. Народные умельцы делали такие предметы только вручную.

Украшением коллекции гжельской керамики Егорьевского музея можно назвать квасник «Бронзовый товар». Такое название давали предметам с приятным желтым фоном и золотистой росписью. Подобный материал был получен в 20-е годы XIX века жителем гжельского села Речицы Афанасием Киселевым. Бронзовые изделия Киселева выделялись высоким качеством и красотой, сложностью формы и лепным рельефом, выразительностью росписи и золочением. Они высоко ценились покупателями. В целях успешной конкуренции и продажи своего товара мастера не тиражировали свои формы и рисунки. Как только выпуск «бронзового» товара освоили другие производители, фабрика Тереховых, на которой Киселев сперва работал мастером, а позже стал совладельцем, выпуск прекратила. За качественную фаянсовую посуду и ее распространение на первой московской выставке 1831 года по велению императора Николая I фабриканты получили в награду парадные кафтаны. Лучшие образцы изделий фабрики становились частью убранства императорского Двора. Не каждая российская фабрика могла гордиться таким признанием в высшем свете. Изделия Афанасия Киселева, как настоящие произведения искусства, сегодня являются коллекционными и редко встречаются в музеях.

Изюминка коллекции керамики – спичечница из мраморовидной массы фабрики Федяшина XIX века. Керамика, напоминающая по прихотливости рисунка мрамор, всегда вызывала восхищение. В XIX веке фабрика Федяшина в гжельской деревне Жирово была единственной, где выпускали изделия из глины, по внешнему виду схожие с мрамором. Технология мраморного фаянса была изобретена Иосифом Никифоровичем Федяшиным. Как получал мраморные массы И.Н.Федяшин и какие точные технологические приемы использовал, сегодня не известно. Вообще, «мраморизация» как способ декорирования керамики, применялся на Руси еще в Х-XII веках. Получали «мрамор» несколькими способами, в основе которых лежало живописное растекание цветных ангобов в сплошном свежем слое одноцветного ангоба. Ангобом называют покрытие из жидкой глины. Его наносят на поверхность изделия до обжига в печи. Такое сплошное или частичное покрытие делает поверхность гладкой. Роспись наносят на изделие каплю за каплей. Растекаясь, капли образуют разноцветные кольца, форму которых меняли наклоном изделия. Цветные ангобы получали, добавляя в белый ангоб пигменты или окислы металлов. Так, перекись марганца давала коричневый цвет, а смесь окисей хрома, марганца и кобальта – черный.

Эксклюзивные изделия производила в XIX веке фабрика А.Г.Попова с. Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии. Очень редким экземпляром работы фабрики является ваза–ароматница. По внешнему виду она похожа на изделие из дерева. Но на самом деле этот изящный предмет сделан из лучшей белой фарфоровой массы. Ароматницы стали использовать в России в XVIII веке, но они сохранили свою популярность и в XIX веке. Безошибочно узнать ароматницу можно по перфорированной крышке, сквозь которую постепенно просачивался наружу аромат, сохраняясь дольше, нежели в открытой вазе.

Изделия завода Попова оценивались весьма высоко. По популярности и по уровню художественного исполнения фабрику Попова ставили на второе место после завода Гарднера. За свою деятельность и качественную продукцию А.Г. Попов получил орден Св. Станислава 4-й степени и орден св. Владимира 4-й степени, который давал право на дворянский титул. В настоящее время изделия фарфорового завода Попова составляют гордость музейных коллекций в самых разных городах России.

Елена Зубова, заведующая художественным отделом

Оставить сообщение