О чем расскажет надпись...

Чтение старых надписей на картинах – одно из самых увлекательных занятий. По ним можно узнать массу интереснейших вещей о художнике, об изображении, о владельцах произведения.

«Сей портретъ списанъ въшклове 1809 года въ июле месяце страдалицы Агафьи лежащей на одном Боку 31 годъ» - читаем надпись на одной картине из Егорьевского музея. Несколько лет она вводила в заблуждение сотрудников музея и посетителей. Возникало много вопросов: реальный ли человек Агафья, какая беда с ней произошла, и что означает цифра 31 год? Все тайны были раскрыты в 2015 году, когда пришло письмо из Шкловского районного историко-краеведческого музея.

История девушки Агафьи из Шклова, это город в Могилевской области Белоруссии, оказалась очень печальной. Родители приняли решение выдать 16-летнюю дочь, против воли ее, замуж за богатого человека. После венчания в церкви кони неожиданно понесли экипаж, из которого вывалилась невеста. При этом ее длинные косы затянуло в колеса, и тело Агафьи бесчисленное количество раз ударилось о землю. Так она стала калекой. Родственники думали, что девушка долго не протянет, и оставили ее умирать в бане. Душа едва теплилась в изломанных костях и немощной плоти. Несмотря на боль, пострадавшая горячо молилась. Муж задумал отравить больную жену, велел насобирать мухоморов и приготовить из них кушанье. После чего выжившая отпустила супруга на все четыре стороны.

Тогдашний хозяин Шклова, известный фаворит императрицы Екатерины II Семен Зорич, поместил Агафью в богадельню при церкви. Пострадавшая девушка не расставалась с четками и постоянно молилась не за себя, а за «несчастного» молодого мужа, родственников, земляков, родной Шклов, землю белорусскую.

И видимо, по воле божьей, у страдалицы появился дар прозорливости, который и приносил доход. За советами к прозорливой молитвеннице обращались купцы: какой товар и где выгоднее купить, и с прибылью продать. Шклов-то испокон веку являлся выгодным торговым путем «из варяг в греки». Следуя указаниям Агафьи Сидоровой, купцы получали хорошие доходы и благодарили её деньгами. В 1811 году Агафья все сбережения завещала на строительство каменной церкви, фундамент которой уже был заложен Зоричем. А имя девушки«Агафья» в переводе с греческого языка означает — неземная любовь к Богу, что объясняет её поступок

Возможно, кое-что из этой легенды об Агафье – выдумка, но то, что она жила и была реальным человеком, подтверждено документально.

В Центральном Российском архиве Санкт-Петербурга хранится документ: ходатайство на имя могилевского генерал-губернатора «О построении церкви в местечке Шклов на сумму, завещанную крестьянкою Агафьею», поданный в июле 1828 году. В ходатайстве отмечалось, что указанная крестьянка завещала 20 тысяч рублей банковскими ассигнациями, три фунта серебра в изделиях и заготовленного ею кирпича на 1335 рублей. Ко времени подачи докладной за 17 лет на наследство Агафьи наросли солидные проценты. Также было решено использовать для постройки храма материалы от Шкловского кадетского корпуса, приобретенного казною в 1787 году. Общей суммы оказалось достаточно для построения храма.

Спасо-Преображенский храм, возведенный на века, хранит для потомков память о крестьянке Агафьи Сидоровой, пожертвовавшей все свои сбережения на его постройку. Для канонизации Агафьи Сидоровой в лике местночтимых святых и для написания иконы святой не хватало её образа. Нигде не могли найти, как выглядела прозорливая молитвенница. Фотографии в то время еще не получили распространения. Оставалась одна надежда, что какой нибудь художник запечатлел ее образ.

Решить эту проблему помогла картина из Егорьевского музея с образом страдалицы Агафьи. В портрете страдалицы Агафьи удивительное письмо. Живопись очень интересная, использованы приёмы фактурного письма. Полотно  подписано  художником: «П(исал). Флоръ Милославовъ. Въ 1810 году в феврале». Подобный портрет меньшего размера работы неизвестного художника первой половины 19 века есть и в собрании Российского Императорского исторического музея в Москве. Возможно, повторения изображений страдалицы Агафьи из Шклова создавались на протяжении всего 19 века с оригинала Флора Милославова 1810 года.

Е.Н.Зубова

Оставить сообщение