Этот старинный сосуд пришёл в Европу с Востока, а в Россию через Германию. Изначально использовался в качестве меры весов для сыпучих продуктов, а потом и для жидкостей. Назывался «карафин», что означало «наливать».
«Карафины» очень понравились российской знати и получили широкое распространение в XVIII и XIX веках. В них подавали к столу настойки, наливки, домашние вина, водку и морсы. Позже в России слово «карафин» заменили на понятное – графин.
В коллекции стекла Егорьевского музея представлены необычные графины. Эти «хранители напитков» являются сосудами с секретами. Таких графинов три: графин-бокал, четырёхчастный графин и графин с фигуркой лебедя внутри. Каждый из них представляет собой головоломку.
Передовым производством XIX века был Императорский стеклянный завод. Мастера завода постоянно экспериментировали, придумывали и удивляли общество новыми необычными формами. Характерным примером подобных изделий в коллекции стекла является хрустальный бокал-графин конца XIX века, созданный на Императорском заводе. Мастеру удалось соединить в одном предмете два разных по использованию сосуда: бокал, из которого можно пить, и графин для хранения напитка. Рассматривая хрустальное изделие и любуясь алмазной гранью бокала, понимаешь, что достаточно перевернуть его ножкой вверх, и это уже графин с небольшой плоской пробкой. Для создания сосуда-перевертыша мастера использовали в конструкции конусовидную форму дна.
До наших дней сохранились графины, которые имели двойную цену. Одну брали за графин, а вторую за секрет, как им пользоваться. К таким изделиям относится графин XIX века из коллекции музея, выполненный на Бахметьевском заводе. Внутри он разделён на четыре части. Толстые стеклянные перегородки перекрыли узкое горло графина так, что отверстия еле видны. Любимая шутка знаменитого владельца стеклянных заводов Сергея Ивановича Мальцова заключалась в следующем: к столу подавали графин, разделенный внутри на четыре части, в каждой из которых содержался свой сорт напитка. В разгар застолья Мальцов предлагал наполнить бокалы напитками из этого графина. Гости наклоняли и опрокидывали графин, но жидкость не выливалась. Секрет знал только хозяин. Сейчас этот секрет известен, и он прост – в требуемое горлышко вставлялась соломинка, и только тогда жидкость послушно выливалась в бокал.
В XIX веке продолжали создавать знаменитое «потешное стекло», а именно сосуды с заключенными в них стеклянными фигурками. Славились такие обманчивые сосуды тем, что жидкость появлялась в них на следующий день, после того как сосуд уже был пустым. К такой посуде из коллекции стекла относится графин с фигуркой лебедя XIX века Дятьковского хрустального завода.
Секрет графина в том, что в фигурке делались маленькие отверстия, и когда наливали напиток в графин, малая доля через дырочки попадала во внутрь лебедя. И только хозяин знал секрет, что утром на дне графина на удивление всем гостям и домочадцам появится несколько глотков напитка. Это необъяснимое явление стало основанием, чтобы такие графины называли «похмельные».
На Дятьковском заводе работал немецкий мастер по фамилии Петуфф. Известен был изготовлением узкогорлых сосудов с яблоками на дне и мнением, что русским мастерам не под силу сделать такие сосуды. Дятьковские мастера не любили немца и дали ему прозвище "Петух". Однажды стеклоделы подшутили над немцем, преподнесли ему узкогорлый графин с забавным петушком на дне. Иноземец понял смысл шутки и признал, что своим мастерством русские превзошли его.
До наших дней дошло немного таких сосудов, потому что во время застолья их часто разбивали «на счастье».
Зубова Е.Н.
Оставить сообщение