«Фейки» прошлого. Оболганный царь. А была ли встреча?

Эпоха Смутного времени, личности царя Бориса Годунова и монаха Григория Отрепьева, их сложные отношения привлекали русскую литературу и изобразительное искусство XIX века. Публикации часто сопровождались миниатюрными гравюрами, вероятно, оказавшими влияние на живописные произведения

На картине неизвестного художника XIX века «Самозванец и царь Борис Федорович Годунов» из собрания Егорьевского музея изображена встреча в царских палатах Кремля. Аналогичная картина находится в собрании Государственного Исторического музея. Можно предположить, что провинциальный художник читал популярный исторический роман Фаддея Булгарина «Дмитрий Самозванец» (1830 г.) и в своей работе использовал известную черно-белую гравюру художников С.Ф. Галактионова и К.А. Зеленцова к изданию романа. Живописец в красках передал сцену встречи Самозванца в монашеской рясе и царя Бориса Годунова. Она совпадает с описанием из романа.

«Государь прошел с монахом через терем и спустился по лестнице, во внутренние свои покои. Вошед  в свою рабочую палату, или кабинет, Борис Федорович запер двери, зажег у образной лампады две свечи, поставил их на стол и сел в большия дубовые кресла. Монах, между тем, жадными взорами осматривал комнату, в которой мудрый царь трудился над управлением обширнаго государства».

Старинные одежды, внутреннее убранство кремлевских палат, предметы интерьера — все это удивительным образом притягивает и дает возможность прикоснуться к истории XVII века.

Фаддей Венедиктович Булгарин был самым читаемым русским писателем в 1830-м году. Автор был так популярен, что в середине XIX века на заводах Гжели изготавливали его миниатюрный скульптурный портрет. Его исторический роман «Дмитрий Самозванец» читали, перечитывали, спорили и ругали автора за искажение исторических характеров и событий. Идея написать роман об эпохе Смуты, возможно, появилась в связи с трагедией А.С. Пушкина «Борис Годунов». Прямых заимствований из «Бориса Годунова» в романе «Дмитрий Самозванец» нет. Но многие сцены в нём, например, приход князя Василия Шуйского к Борису Годунову с известием о появлении Самозванца, пророчество московской кликуши о грядущих бедах, свидание Марины Мнишек ночью в саду со своим женихом паном Осмоловским, рассуждения героев о «мнении народном» схожи с описаниями А.С.Пушкина.

Сцена встречи Самозванца в монашеской рясе и царя Бориса Годунова описана только у Булгарина.

Писатель дает подробное описание интерьеров кремлевских палат, характерное для исторической прозы того времени: «Стены обиты были кожаными венецианскими обоями зеленого цвета с золотыми узорами. Вокруг стен стояли скамьи с красными бархатными подушками, обшитыми золотым галуном. Небольшой стол, перед которым сидел царь, покрыт был зеленым бархатом с золотою бахромой и галунами; на столе лежало несколько книг, раскрытая Библия, оправленная в серебро, и писчая бумага; посередине стояла большая серебряная чернильница».

Очевидно, неизвестный автор картины из собрания музея пользовался и гравюрой, и текстом романа.

К выставке

 

Оставить сообщение