Одной из диковин Егорьевского музея является двустенный стакан работы крепостного мастера Александра Вершинина, секрет которого не могут разгадать уже более двух веков. Стакан выделяется красивым пейзажем и характерным для мастера элементом декора. Край своих стаканов Вершинин украшал золотой гирляндой из листьев дуба с желудями.
В начале XIX в. такие стаканы стеклодув делал на Никольском заводе помещика Бахметьева в Пензенской губернии.
В августе 1996 г. из Никольского музея стекла и хрусталя был украден раритет – единственный двустенный стакан с видами усадьбы Бахметьевых и надписью внутри: "Ра. Александръ Вершининъ, № 10, 1802 г.". Преступление по сей день остаётся не раскрытым, стакан не найден.
Сегодня никто не знает, сколько стаканов Вершинина "спрятано" в личных коллекциях. Об их существовании становится известно, когда они появляются на крупнейших мировых аукционах Сотби или Кристи. Специалистам известна последняя продажа работы Вершинина на лондонском аукционе Кристи в 2000 году. Кто приобрел его и где сейчас хранится ценный предмет, неизвестно.
Почему же стаканы Вершинина считаются шедеврами стекольного дела?
Долгое время было неясно, как мастер мог запаять стеклянные стенки и не разрушить расположенные внутри миниатюрные пейзажи, выполненные из мха, соломы, разноцветных ниточек и раскрашенной акварелью бумаги. Ведь раньше стеклоделы работали возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком. Рабочая температура стекла около 900 градусов, температура горения бумаги и соломы намного ниже.
Эту головоломку решили сотрудники Государственного Исторического музея, изучив стакан с дефектом — сколом по краю. Они выяснили, что стаканов в изделии два — внешний с прямой стенкой и внутренний с загнутым бортиком, на который и наклеивались миниатюрные композиции. Таким образом, мастер подгонял стаканы один к другому, чтобы загнутый бортик закрыл срез прямого стакана. А края шлифовал и замазывал мастикой.
Но всё-таки остается ряд загадок. Как мастер прикреплял свои макеты к стеклу? Ведь стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно. Каким образом вставлял один стакан в другой так, чтобы картинка не съехала, поскольку зазора между стаканами практически нет? И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю хрупкую композицию?
Не так давно ученые предположили, что в качестве клея использовался лед. Картинку наносили на мокрую поверхность и замораживали. Вставляли стаканы один в другой, а потом растапливали лёд. А чтобы соединить края стаканов, их обмазывали фосфором и поджигали наподобие фейерверка.
Специалисты утверждают, что в музеях мира таких стаканов хранится 14 штук. Увидеть хитрые стаканы можно в московском Историческом музее, в коллекции «Усадьба Кусково XVIII века», в Музее В.А. Тропинина и московских художников, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина , а также за границей в Корнингском музее стекла и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Многие мастера пытались разгадать секрет вершининских стаканов и сделать подобные. Есть данные, что мастера завода «Красный гигант» (позднее название Никольского завода) Валентин Панаев и Вячеслав Вавилкин в 90-е годы прошлого века сделали подобный стакан, который хранится в Никольском музее.
И еще известно, что в одной московской семье хранится даже не двухслойный, а трехслойный стакан, выполненный Вершининым. Конечно, его цена баснословна. Именно поэтому сведения об этом стакане крайне скудны и не разглашаются. Но, может быть, этот уникальный стакан все же когда-нибудь попадет в музей, и великий русский мастер Александр Вершинин еще удивит нас?
Зубова Е.Н.
Оставить сообщение