Д.К. Макаренков. Вид Святогорской Успенской пустыни. 1847 г. Холст, масло

В прошлом году произошло важное событие для нашего города и музея – 27 живописных полотен XVIII-XIX вв. из бардыгинского собрания после долгой реставрации в Государственном НИИ реставрации вернулись в музей и вошли в экспозицию художественного отдела. В июне 2014 г. совместный проект «Егорьевские находки», объединивший реставрацию, две реставрационные выставки, издание каталога и подготовку серии материалов для СМИ стал победителем основной конкурсной программы фестиваля «Интермузей» в номинации «Музейные фонды – сохранить и показать».

Почти все полотна, прошедшие реставрацию, выполнены мастерами второго, а иногда и третьего, четвертого плана, неизвестными художниками. Из 27 картин только две подписаны художниками. Одна из них – «Вид Святогорской Успенской пустыни» Д.К. Макаренкова. В нижней части картины – авторская подпись: «Вид Святогорской успенской пустыни, в Харьковской губ., изюмского уезда. Писал с натуры Димитрий Макаренков 1847 г., август 16 дня».

Картина была приобретена М.Н. Бардыгиным у В.В. Постникова в магазине «Былое» в Москве в марте 1914 г. Реставратор картины – В.В. Кузюбердин.

Сведения об авторе чрезвычайно скудны. Дмитрий Козьмич родился предположительно в 1811 г., прожил около 80 лет. Макаренковы были художниками-иконописцами, выходцами из крестьян Воронежской губернии. Писали иконы и расписывали местные храмы, имели свою мастерскую и учеников в Воронеже.

В 1847 г. Дмитрий Макаренков совершил паломническую поездку в недавно возрожденный Святогорский Успенский монастырь в престольный праздник Успения (о чем гласит надпись на картине) и изобразил панорамное великолепие пустыни. 

Художник запечатлел монастырь с лубочной ярмарочной сценкой перед переправой через реку Северный Донец. Изображения монастыря и пейзажа разные по настроению. Обитель изображена очень четко, будто вычерчена по линейке, а рядом с монастырем – живая пестрота малороссийской жизни.

Картина написана на холсте, не предназначенном для живописи, и натянута автором на подрамник, явно сколоченный из подручных средств. Вероятно, она была начата еще в пустыни, а завершена уже в мастерской.  

Святогорье — удивительный природный уголок, расположенный на севере Донецкой области. На правом берегу Донца видны причудливые холмы, покрытые зелеными вековыми дубами. Величаво встает из кряжа белый великан — меловая скала. С ее вершины открывается даль, изумительная по своей красоте. Именно об этом месте святитель Филарет сказал: «Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?»

Переправа через реку, носившая с XVI в. название «Великий перевоз», находилась в урочищах Святогорской обители и давала доход на ее содержание. Сам же пещерный комплекс, протяженностью более 800 метров, вырубленный руками монахов-тружеников, представляет собой сложный лабиринт ходов, подземные церкви и кельи, трапезную и некрополь. Существует несколько предположений о возникновении Святогорской Свято-Успенской обители. Одно из преданий гласит, что ее основателями были иноки Киево-Печерской Лавры, разрушенной ордами Батыя в 1240 г. Согласно другому преданию, Святогорская обитель основана иноками Святой Афонской Горы. Говорили, будто бы однажды афонские монахи, плывшие на Русь, ошибочно приняли устье Дона за Днепровский лиман, и, продвигаясь вверх по реке, вошли в Северский Донец. Живописная местность и белые меловые горы поразили их, и монахи решили уединиться здесь.

Наконец, историки приводят доводы о том, что Святогорск первоначально возник, как оборонительный пункт на юге страны и служил надежной естественной защитой от набегов враждебных кочующих племен крымских татар и половцев. Именно с этой целью в меловых горах были вырыты тайные подземные ходы в 5 ярусов.

Впервые в официальных документах Святогорск упоминается в XVI в. как один из сторожевых пунктов. В это время главным храмом в небольшой еще обители служила пещерная церковь, Успения Пресвятой Богородицы, ископанная в глубине утеса. После оползня, разрушившего вершину утеса, возникла необходимость построить новый храм. На возвышенности горы в XVII в. появился красивейший храм в честь святителя Николая, алтарь которой высечен в массиве меловой скалы.

В XVII-нач. XVIII вв. Николаевская церковь служила не только храмом, но и укрытием, крепостью, где держали оборону сторожа и монашествующие. Не случайно первоначально оконные проемы XVII в. имели форму бойниц. Устав обители был похож на военный, а монахи становились солдатами, которые защищали не только свою обитель, но и рубежи Отечества.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. – новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал Григорий Потемкин. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет, пока по указу Николая 1 в 1844 г. монастырь вновь не стал действующим.

После 1917 г. на месте монастыря был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса. Соборный Успенский храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница. В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 г., а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 1930-х гг. был открыт музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны.

В 1992 г. Святогорская обитель была вновь открыта. В 2004 г. монастырю был присвоен статус лавры. До сих пор в эти места на богомолье съезжаются тысячи паломников, ведь не зря в народе сохранилась пословица «Хорошо, как в Святых горах!».

 

16 октября 2020, 15:36