Гребень свадебный. Архангельская губ., первая четверть XIX в.

 

Уж утро хладное сияло 
На темени полнощных гор; 
Но в дивном замке всё молчало. 
В досаде скрытой Черномор, 
Без шапки, в утреннем халате, 
Зевал сердито на кровати. 
Вокруг брады его седой 
Рабы толпились молчаливы, 
И нежно гребень костяной 
Расчесывал ее извивы…

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

Десятов П.А. Девушка, расчесывающая волосы. XIX в.

Во все времена и во всех культурах гребни были распространенным предметом обихода. Они сочетали в себе ряд функций: утилитарную, гигиеническую, производственную и даже магическую. Иногда гребни носили как элемент костюма, о чем свидетельствуют отверстия для привешивания в верхней части большого количества гребней, найденных при археологических раскопках.

Прародителем привычных нам гребней был рыбий скелет. Когда же была сделана первая расческа неизвестно, но один из самых древних гребней был найден при раскопках на территории Древнего Рима. Это был гребень с ручкой, сделанной из широкой кости животного, и с восемью вырезанными зубчиками. Позже гребни делали из кораллов, черепашьего панциря, слоновой кости, рогов различных животных и самые популярные – из дерева.

Технология изготовления костяных гребней была, несомненно, труднее и сложнее, чем деревянных. Прежде чем получить из рога пластину, ее подвергали специальной обработке: распаривали в горячей воде, отделяли внутреннюю часть, распрямляли и только после этого разрезали. Из-за трудоемкости и сложности процесса изготовления костяные гребни ценились дороже и считались особенными.

Наряду с утилитарной функцией гребням приписывались и функции магические. Так, в русских народных сказках гребень является оберегом, средством защиты (кинешь назад – и вырастает лес, надолго задерживающий врагов), гребень мог выполнять и вредоносную функцию (считалось, что можно потерять память, если чужой человек проведет гребнем по волосам).

Вообще, волосы являлись посредником для магической передачи положительного или отрицательного начала. Поверья, связанные с волосами, существуют у многих народов мира. У народов Сибири волосы считались вместилищем одной из душ человека. Она живет на кончиках волос, похожа на птицу и, по преданиям, после смерти человека переселяется в новорожденного. В финно-угорской мифологии стрижка или потеря волос рассматривалась как потеря души, что могло привести к неминуемой смерти. Считалось, что волосы женщины в детородный период обладают огромной силой, связанной с потусторонним миром, миром еще не родившегося ребенка.

Расчесывать волосы, обладающие магической силой, можно было только предметом, имеющим такую же силу. С этой целью на гребни наносилась орнаментация, как свидетельство проявления магии и оберегающего эффекта.

Гребни служили и своеобразными амулетами. Такие гребешки-обереги выполнялись из кости или металла в виде миниатюрных подвесок на цепочках, их украшали зооморфными изображениями, например, парных конских голов, водоплавающих птиц, солярными символами. Гребень клали в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно. В качестве детали костюма и оберега гребни традиционно носили на груди или поясе. 

В свадебных обрядах гребень также играл особую роль. Дорогой гребешок был непременной частью «женихова подаренья», которое преподносилось невесте накануне венчания. 

Использовался гребень и в похоронной обрядности. Им причесывали покойника и могли положить как привычную и необходимую вещь вместе с ним в гроб или прикрепить к поясу, как часть костюма. Но если этого не делали, то гребень считался нечистым и его вместе с посудой, из которой мыли умершего, выбрасывали по пути следования похоронной процессии – в поле, овраг, при этом горшки разбивали и зарывали вместе со сломанным гребнем.Гребень. Россия, XIX в. Мамонтовый бивень, резьба.

Широко известны на Руси гадания на гребне. Ложась спать в одну из святочных ночей, девушки клали под подушку новый гребень. И произносили три раза: «Суженый-ряженый, приходи кудри причесывать» или «Приди, причеши. Меня посмотри, себя покажи». После этого им обязательно снился будущий жених, а если повезет - утром на расческе можно было обнаружить прядь волос суженого, по которой можно установить - блондин он, брюнет или шатен.

Существовали правила обращения с гребнем в быту. Его нельзя было оставлять на виду, класть на стол, на окно  — “ангел не сядет”. Расчесав косу, девушка должна была спрятать гребень. Новым гребнем сначала расчесывали кота или собаку или даже свинью, чтобы зубья дольше не ломались. При дарении гребня его непременно прятали в специально сшитую и украшенную сумочку. То же делали и при ношении гребня на поясе.Гребень. Архангельская губ., XIX в. Мамонтовый бивень, резьба.

Среди архангельских и якутских косторезов гребни были одними из самых излюбленных изделий.

В собрании Егорьевского музея представлены три костяных гребня, вырезанных в XIX столетии архангельскими мастерами из мамонтового бивня. Один из них именной – судя по надписи, принадлежал дьякону Нафанаилу. Другой сопровожден надписью дарственной – Кого Люблю, Тому Дарю, или сокращенно – КЛТД.

Ажурной и рельефной резьбой украшен третий, свадебный гребень. В центре гребня вырезан вензель – КТ, видимо, таковы были инициалы жениха и невесты. По сторонам вензеля стоят два кавалера, протягивающих к нему руки, держащие пылающие сердца. К ромбу слетаются птицы. По краям гребня помещены корзины с цветами, у ног кавалеров – рога изобилия.   

Гребень свадебный. Архангельская губ., XIX в. Мамонтовый бивень, резьба.

Большие костяные гребни из мамонтового бивня с частыми и редкими зубцами служили свадебными подарками. Рассказывают, что в XVIII в. под Архангельском стоял солдатский полк, а в порт приходилимногочисленные корабли, поэтому в город матушки привозили дочерей на выданье. Резьба подарочных гребней получила массовое распространение. Хорошо расходились они как в провинции, так и в столице, где мастера или заказчики придумывали свои сюжеты. 

16 октября 2020, 15:36