Гравированный декор преобладал в оформлении стеклянных предметов на протяжении всего XVIII века. Зеркально-блестящее стекло и пышное великолепие матового рисунка отражали праздничный характер стиля барокко. Такими роскошными предметами часто награждали за военные победы и другие заслуги перед государством.
Гордость музейного собрания – дарственные, или подносные, кубки и стопы эпохи императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с гравированными гербами, императорскими портретами и вензелями. Выполнены кубки на знаменитых предприятиях Мальцовых. Нанесение на кубки портретов царствующих особ поручалось только лучшим гравёрам, способным в точности передать оригинал.
Мальцовы долго были монополистами в русской стекольной промышленности. К концу XVIII века им принадлежали 15 предприятий, в том числе известный Гусевский хрустальный завод во Владимирской губернии. Предприятия были оснащены новейшими шлифовальными и гравировальными инструментами, здесь работали выдающиеся мастера-гравёры. Продукция мальцовских заводов расходилась по всей России.
Гравированное стекло Мальцовых было рассчитано и на средние слои населения – купечество, чиновников. Узоры, традиционные для барокко, в этих изделиях преломлялись через призму народного восприятия. Пасторальные и галантные сценки, раскрывавшие темы любви, романтики, красоты природы, делали предметы более понятными и близкими сердцам обладателей.