Квасники. Гжель, конец XVIII в. Майолика, роспись по сырой эмали

Известность к гжельской керамике пришла в XVIII в., когда здесь освоили производство майолики с многоцветной росписью. Квасники для традиционного русского напитка соединили в себе утилитарность и своеобразие форм и приемов декорирования. Роспись на предметах по манере близка к лубочной картинке, и они получили название народной керамики. Окружавший деревенских мастеров мир – дома, растения, птицы, животные – передан в ярких красках. Особой прелестью отличались квасники, украшенные скульптурными изображениями на темы городской и деревенской жизни. 

 

 

 

Квасники необычной формы были незаменимыми в знойные летние дни. Два-три столетия назад в домах и на подворьях имелись специальные глубокие погреба – ледники, заменявшие современные холодильники. Их конструкция позволяла сохранять снег и лёд вплоть до начала осени. Когда летом хотелось испить прохладного кваса, хозяйка спускалась в ледник, набирала там снега и… помещала его в отверстие квасника. Благодаря пористости глины, ледяная влага проникала в напиток, охлаждая его.

Авторы, талантливые художники из народа, украшали квасники изображениями роскошных домов, животных и птиц, пейзажами, сценками из жизни. Расписывали квасники, как правило, «по сырцу» - то есть по необожжённому изделию, что требовало от мастера не только художественных способностей, но и особой скорости и точности. 

В начале XIX в. в Гжели получили белый керамический материал, т.н. полуфаянс. Сочетание толстого белого черепка с  синей кистевой росписью стало таким же самобытным явлением, как и гжельская майолика. 

 

 

 

 

16 октября 2020, 15:36