Самое пристальное внимание в живописной коллекции музея обращено на личность Петра Великого – ключевую для русской истории Нового времени. На протяжении многих лет она занимала лучшие умы, была воплощением образа истинного творца истории, эталоном просвещённой власти.
Особняком в собрании Бардыгина стоят несколько картин неизвестных художников. В отличие от других полотен, они отражают негативное отношение к царю, преобладавшее в старообрядческой среде, и представляют его в унизительном образе гуляки и злодея.
Так, на полотне «Казнь в присутствии Петра I» монарх предстаёт в зрелых летах, стоящим на эшафоте с отрубленной головой в руке. Это эпизод печальной истории шотландской красавицы Марии Гамильтон, фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра. Уличённая в измене и убийстве своего новорожденного ребёнка, Гамильтон была приговорена к смерти. Сразу после казни Пётр поднял отрубленную голову, поцеловал ещё неостывшие губы и стал демонстрировать собравшимся устройство кровоснабжения головного мозга.
По приказу царя голова фрейлины была помещена в спиртовой раствор и хранилась в Кунсткамере, где хранилась несколько десятилетий.
Сегодня Егорьевский музей - единственный, где можно увидеть этот сюжет исполненный в живописи. Вероятно, провинциальный художник на заказ повторил печатный листок или гравюру.