В нашей стране дерево всегда играло особую роль. Этот материал не требовал дополнительной промышленной обработки – его давала сама природа. Дерево в России сохраняло свое значение и в конце XIX в. Этому способствовали как особенности исторического и экономического развития, так и весь глубоко традиционный характер русской народной культуры. В краю, богатом лесами, веками накапливались навыки обработки дерева, из которого делалось буквально все: строилось жилище, мастерилась утварь, детские игрушки, орудия труда, сани и возки.
По предметам, представленным в Егорьевском музее, можно проследить все основные направления развития этого вида народного искусства. На этот раз речь пойдет о популярных некогда предметах домашнего обихода, обладающих уникальными свойствами, - о туесах.
Туеса из бересты (или, как их еще называли, бурак или поставок) появились очень давно. Но до сих пор их продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Широкое распространение объяснялось уникальными свойствами этих сосудов, которые достигались благодаря особому материалу и технологиям изготовления.
Береста – внутренний слой березовой коры. Береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое ее свойство бересты объясняется строением. Береста состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.
Уникальные особенности бересты известны с давних времен. Ее многослойность сама по себе создает в материале термосовый эффект, который при изготовлении туеса из двух и более пластов бересты, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка, усиливается. Горячая жидкость в туесе долго не остывает, а холодная столь же длительное время не согревается. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака.
Также известны антисептические свойства бересты. Молоко в берестяном туеске хранится гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде, а хлеб целую неделю будет оставаться мягким и свежим. Соленые грибы и огурцы в берестяном туесе не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
С берестяными туесами ходили в лес по ягоды, причем для детей, которым, как правило, доверяли это занятие, пока взрослые работали в поле, мастерили особые туеса – не очень большие, с удобными ручками. В зависимости от предназначения менялась и форма туеса: большие, поменьше, совсем маленькие, высокие и пониже, с округлыми или овальными донцами.
В старину ремеслом изготовления берестяных туесов владело большинство мужчин простого населения деревень. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять со спиленной березы кору целиком, не повредив ее. Эта часть, сколотень, становится внутренней стороной туеса, из которой даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем заготовку распаривали и вставляли деревянное дно, после остывания и высыхания бересты оно плотно охватывалось стенками туеса. Также тщательно подгонялась и верхняя крышка, которая, как правило, делалась с ручкой.
Если туес предназначался для хранения продуктов, то ручку делали в виде тычка, за который открывали и закрывали крышку. Если же в туесе продукты носили, изготавливалась ручка-дужка. Крышка настолько плотно подходила к туесу, что за ручку на крышке его можно было носить, в том числе и на очень дальние расстояния.
Технология изготовления туесов везде была одинаковой, но сосуды отличались декоративным оформлением. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией перед тем, как закрыть сколотень рубашкой, может расписать ее, или вырезать напросвет, растительным, геометрическим или, к примеру, зооморфным орнаментом. Так, один из туесов, изготовленный в XIX в., орнаментирован пермогорской росписью и происходит с берегов Северной Двины.
Особенностью русской культуры, сохранявшейся и в XIX в., было желание сохранить национальное своеобразие на фоне резких перемен, боязнь раствориться в потоке новых веяний. Но яркая декоративность, подчас кажущаяся чрезмерной, аляповатой, была не просто данью традиции. В холодном климате с долгой темной зимой тяжелый повседневный труд казался не таким обременительным, если человека окружали яркие, красивые предметы. Стремление сделать жизнь более радостной и светлой объясняло любовь, с которой народные мастера украшали орудия труда, предметы быта и посуду.
В этих рукотворных предметах, собранных сто лет назад Михаилом Бардыгиным и хранящихся ныне в Егорьевском историко-художественном музее, живет любовь и память о древней, крестьянской Руси.