Бисерные страсти, или Три века бисера в русском искусстве

 

Выставка из коллекции Московского музея-усадьбы "Останкино". 

Бисер - это миниатюрные бусинки. Прозрачные или матовые, круглые или граненые, цветные или однотонные - соединенные вместе, они создают свой радостный мир, волшебный и таинственный. В немеркнущем от времени стекле сокрыты неисчерпаемые возможности технических и декоративных приемов, которые постоянно влекут к себе самых разнообразных мастеров. 

Этот мир малых форм, созданный стеклодувами, проходит через историю всех человеческих цивилизаций. Корни бисерного искусства уходят вглубь веков. Но особой популярности бисер достигает в западноевропейском и русском искусстве в конце XVIII – первой половине XIX столетий. В это время культивирование эстетики быта значительно расширило сферу его применения: из бисера делались всевозможные предметы убранства не только светского, но и церковного интерьера, изготовлялись аксессуары моды и элементы костюма, бисером и стеклярусом вышивали картины. Изделия из бисера выполнялись в разных техниках: вышивка, вязание, плетение, низание, ткачество и даже мозаика из бисера на воске.

Настоящая «бисерная страсть» охватила Европу в начале XIX века. Вышивание бисером стало не только модным женским занятием, увлекались им и мужчины. В отличие от Западной Европы, где бисером занимались преимущественно представители средних сословий, в России этим рукоделием увлекались аристократки. Отсюда чрезвычайно высокий статус русской вышивки, которая приобрела столь выдающиеся художественные достоинства, что могла служить и подарком монарху, и способом самовыражения вышивальщицы.

В наше время бисер также является объектом страстного увлечения, но не рукоделия - а коллекционирования. Собирать вышивки начали в России с конца XIX века. Среди самых известных собраний -  коллекции бисера С.Н. Тройницкого - бывшего директора Эрмитажа, псковского купца и собирателя старины Ф.М. Плюшкина, искусствоведов А.К.Пожарского и Е.Н.Брюлловой. 

Среди выдающихся коллекционеров нашего времени, прежде всего,  можно назвать московских собирателей старины Р.М.Парсегову, В.М. Миримову, В.С.Васильева и крупнейшего знатока и исследователя бисера Е.С.Юрову. Их уникальные собрания недавно вошли в состав музейного фонда Московского музея-усадьбы Останкино, что придало ему статус крупнейшего в нашей стране.

 

Коллекция бисера Московского музея-усадьбы Останкино разнообразна по типологии составляющих ее предметов и охватывает весь временной промежуток распространения бисера в России. Она уникальна и интересна как для специалистов, так и для широкого круга любителей и собирателей бисера. На выставке представлен весь спектр бисерных работ – начиная от крохотных чехольчиков для вязального крючка, дамских часиков или мелка и кончая  чубуками, подсвечниками и великолепными бисерными панно для отделки мебели. Украшением выставки являются парадные бисерные платья эпохи модерна,  дополненные редкими в нашей стране аксессуарами в стиле Арт-деко - дамскими сумочками и кошельками, выполненными в технике ткачества.

Организаторам выставки хотелось не только показать немеркнущую красоту этого вида декоративно-прикладного искусства, но и восстановить утраченную связь вещей, поместив бисер в его естественное окружение. Поэтому выставка дополнена предметами мебели, осветительными приборами и другими вещами, которые помогают современному человеку почувствовать одухотворенную атмосферу усадебного быта,   где,  по словам П.Я.  Чаадаева воплотилось «проявление идеального в частной жизни».

Представленные на выставке бытовые и интерьерные вещи из собрания Музея-усадьбы Останкино дополнены мебелью из московской галереи «Три века», а также редкими стеклярусными окладами икон и бисерными иконами из фондов Егорьевского историко-художественного музея.

09-03-2013

Оставить сообщение