Экспонат месяца

Неизвестный художник. Портреты русских князей и царей. XIX в. Холст, масло.

Все персонажи имеют общую черту – неправдоподобно большие «византийские» глаза. Портреты серии более сходны между собой, нежели их гравированные прототипы. Они словно родственны друг другу, что иллюстрирует законность преемственности власти. Портрет царя Бориса...

Бисерные страсти, или Три века бисера в русском искусстве

 

Выставка из коллекции Московского музея-усадьбы "Останкино". 

Бисер - это миниатюрные бусинки. Прозрачные или матовые, круглые или граненые, цветные или однотонные - соединенные вместе, они создают свой радостный мир, волшебный и таинственный. В немеркнущем от времени стекле сокрыты неисчерпаемые возможности технических и декоративных приемов, которые постоянно влекут к себе самых разнообразных мастеров. 

Этот мир малых форм, созданный стеклодувами, проходит через историю всех человеческих цивилизаций. Корни бисерного искусства уходят вглубь веков. Но особой популярности бисер достигает в западноевропейском и русском искусстве в конце XVIII – первой половине XIX столетий. В это время культивирование эстетики быта значительно расширило сферу его применения: из бисера делались всевозможные предметы убранства не только светского, но и церковного интерьера, изготовлялись аксессуары моды и элементы костюма, бисером и стеклярусом вышивали картины. Изделия из бисера выполнялись в разных техниках: вышивка, вязание, плетение, низание, ткачество и даже мозаика из бисера на воске.

Настоящая «бисерная страсть» охватила Европу в начале XIX века. Вышивание бисером стало не только модным женским занятием, увлекались им и мужчины. В отличие от Западной Европы, где бисером занимались преимущественно представители средних сословий, в России этим рукоделием увлекались аристократки. Отсюда чрезвычайно высокий статус русской вышивки, которая приобрела столь выдающиеся художественные достоинства, что могла служить и подарком монарху, и способом самовыражения вышивальщицы.

В наше время бисер также является объектом страстного увлечения, но не рукоделия - а коллекционирования. Собирать вышивки начали в России с конца XIX века. Среди самых известных собраний -  коллекции бисера С.Н. Тройницкого - бывшего директора Эрмитажа, псковского купца и собирателя старины Ф.М. Плюшкина, искусствоведов А.К.Пожарского и Е.Н.Брюлловой. 

Среди выдающихся коллекционеров нашего времени, прежде всего,  можно назвать московских собирателей старины Р.М.Парсегову, В.М. Миримову, В.С.Васильева и крупнейшего знатока и исследователя бисера Е.С.Юрову. Их уникальные собрания недавно вошли в состав музейного фонда Московского музея-усадьбы Останкино, что придало ему статус крупнейшего в нашей стране.

 

Коллекция бисера Московского музея-усадьбы Останкино разнообразна по типологии составляющих ее предметов и охватывает весь временной промежуток распространения бисера в России. Она уникальна и интересна как для специалистов, так и для широкого круга любителей и собирателей бисера. На выставке представлен весь спектр бисерных работ – начиная от крохотных чехольчиков для вязального крючка, дамских часиков или мелка и кончая  чубуками, подсвечниками и великолепными бисерными панно для отделки мебели. Украшением выставки являются парадные бисерные платья эпохи модерна,  дополненные редкими в нашей стране аксессуарами в стиле Арт-деко - дамскими сумочками и кошельками, выполненными в технике ткачества.

Организаторам выставки хотелось не только показать немеркнущую красоту этого вида декоративно-прикладного искусства, но и восстановить утраченную связь вещей, поместив бисер в его естественное окружение. Поэтому выставка дополнена предметами мебели, осветительными приборами и другими вещами, которые помогают современному человеку почувствовать одухотворенную атмосферу усадебного быта,   где,  по словам П.Я.  Чаадаева воплотилось «проявление идеального в частной жизни».

Представленные на выставке бытовые и интерьерные вещи из собрания Музея-усадьбы Останкино дополнены мебелью из московской галереи «Три века», а также редкими стеклярусными окладами икон и бисерными иконами из фондов Егорьевского историко-художественного музея.

9 Мар 2013, 11:32

комментировать

Комментарии и отзывы

Здесь пока никто ничего не писал...

Оставить отзыв:




Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами публикации данного сайта: ознакомиться с правилами.

Идет отправка комментария