Экспонат месяца

Иван Лебедев. «СТАРИК С ГЛОБУСОМ» (Галилей). 1880 год. Холст, масло

Герой картины – выдающийся итальянский физик, механик, философ и математик, изобретатель телескопа, астроном, оказавший значительное влияние на науку. Последователь Коперника, Галилей был сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело его к конфликту с...

Масленки-обманки. Россия, посл. треть XIX в.

Во все времена люди боролись со стрессовыми ситуациями с помощью шуток, анекдотов, обращались к гадалкам и гороскопам, пытаясь переложить на них ответственность за принятие решений. Конечно, в прежние времена наиболее часто столкнуться с розыгрышем можно было на веселых гуляниях. Два-три столетия назад, как впрочем и сейчас, кульминацией любого торжества было праздничное застолье. Устроители его подходили к своему делу весьма основательно, а «учреждение» праздничного стола почиталось одним из высоких искусств. Сам «стол» сначала создавался на бумаге в виде проекта ведущим архитектором. При императрице Елизавете Петровне, к примеру, этим занимался Франческо Бартоломео Растрелли.

На сознание гостя старались воздействовать  через его эмоции и чувства, и посуда и предметы сервировки стола занимали в организации праздника значительное место. Первые изделия, предназначенные для розыгрыша гостей и создания за столом непринужденной атмосферы, появились в Западной Европе. Первоначально такие обманки изготавливались из самых разных материалов, от крашеного дерева до жженого сахара. Но в XVIII в. самыми дорогими и редкими были предметы-обманки из фарфора, однако и сохранялись они значительно дольше других. Например, знаменитый, с трехсотлетней историей, Мейсенский фарфоровый завод делал супницы в виде кочана цветной капусты или мисочки в виде гроздьев белых цветов калины. Встречались также масленки в виде пучка спаржи или целые декоративные тарелки с фарфоровыми яблоками, грушами и виноградом в натуральную величину. Мода на подобные предметы вскоре быстро распространилась среди всех слоев населения Российской империи. В истории подобные изделия остались под иностранными названиями «тромплей» (от французского «обман зрения») и «кунштюк» (от немецкого «ловкий прием, фокус»).

В собрании Егорьевского музея представлены сосуды-обманки, изготовленные на частных фарфоровых заводах в XIX в., и являющиеся настоящими раритетами. Это фигурные масленки, выполненные в виде натуральных продуктов и одного готового блюда, что встречалось по тем временам крайне редко. Так, необычен образец масленки-обманки, представляющий собой жареного цыпленка.

Такие предметы украшали стол и одновременно служили для развлечения гостей: новичок, не догадывающийся об обмане, или искушенный льстец, разыгрывающий простачка, пытались взять этот предмет, буквально «попробовать блюдо», чем радовали хозяина, ожидавшего, кто же станет жертвой его обмана и повеселит гостей.

Другая масленка-обманка в виде буханки формового хлеба представляет собой ценнейший экспонат, который может служить своеобразным наглядным пособием к изучению истории русского быта и русского хлеба. Ведь в прежние времена правительство заботливо смотрело за правильностью хлебной розничной торговли, с большой точностью определяло цены и вес хлеба, которого в XVIII в. производилось более 50 сортов. Составлялась особая роспись, или такса, по которой торговцы хлебом должны были продавать свой товар, не отступая от таксы ни в цене, ни в весе хлебов. 

Традиционная форма русского белого хлеба – калач. В XIX в., в эпоху историзма, при поисках источников национального стиля калач воспринимался  современниками как один из исконных элементов русского быта. Ведь калачи подавались на пышных пиршествах, посылались от царя патриархам и другим духовным особам, нищим, тюремным заключенным, раненым стрельцам… Про московские калачи живут пословицы: «В Москве калачи как огонь горячи» или «Куда лезешь с суконным рылом в калашный ряд».

Фарфоровый калач из собрания Егорьевского музея изготовлен на заводе А. Попова, располагавшегося в Дмитровском уезде Московской губернии. Среди частных фарфоровых предприятий России XIX в. Завод А. Попова занимает одно из ведущих мест, и, несомненно, в пору своего расцвета, 1860-е гг., он являлся законодателем моды в русской фарфоровой пластике. По художественному уровню, качеству фарфорового черепка, белизне массы продукция этого завода стоит в одном ряду со знаменитым фарфором Гарднера, петербургского завода братьев Корниловых и Императорского фарфорового завода. Изделия фарфорового завода Попова завоевали огромную популярность у населения и неоднократно получали признание на различных промышленных выставках.

Созданный в конце 1860-х гг. на заводе Попова знаменитый «Калач», став одним из образцов фарфора в русском стиле, оказался настолько удачен, что впоследствии повторялся на фарфоровых заводах вплоть до первых десятилетий советского периода, продолжая пользоваться неизменным спросом.

Ближе к концу XIX в. обманки сами по себе уже не были новостью и постепенно вышли из моды. Однако наш, казалось бы, пресыщенный развлечениями век вновь возродил необычные розыгрыши прошлого. На мировых художественных аукционах обманки XVIII и XIX вв. – всегда желанный предмет торгов. Современные дизайнеры фарфора тоже ведут своеобразную «игру со зрителем». Представьте себе изумление гостей престижного ресторана, которым официант со всей торжественностью приносит десерт или коктейль в помятых пластиковых стаканчиках. При более пристальном рассмотрении выясняется, что стаканчик выполнен из тончайшего, звонкого фарфора, есть из которого – одно удовольствие. 

В экспозиции Егорьевского музея много необычных предметов – потешек и обманок, которыми общество XVIII-XIX вв. разнообразило свой досуг и преодолевало «сплин». Неслучайно книга о музее, выпущенная в 2008 г. Издательской программой «Интерроса», получила название «Егорьевские диковины, сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из коллекции Михаила Никифоровича Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея».