Экспонат месяца

Скульптура «Степан Чумпин». Каслинский чугунолитейный завод, нач. ХХ в. Чугун; литье

К середине XVIII века Урал превратился в промышленный центр, здесь появились заводы Демидовых и Осокиных. Именно в это время Степан Чумпин решил воспользоваться своей тайной. Однажды, гуляя на этой горе, он нашел кусок руды и отнес его горному мастеру Ярцеву. Вместе они...

Неизвестный художник. Женские портреты. Первая половина XIX века.

Недавно экспозицию музея пополнили более 20 живописных работ из коллекции Михаила Бардыгина, долгое время находившихся в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Полотна были не только возвращены к жизни, но и получили новую атрибуцию, а с некоторыми предметами оказались связаны интересные факты.

 

 

 

 

Таков, например, один из парных женских портретов, созданных неизвестным художником в начале XIX века. Необычная и редкая деталь – сережка с миниатюрным знаком ордена святого Владимира в правом ухе девушки, видимо, символ национального подъема после Отечественной войны 1812 года. Серебристая лента в волосах украшена в тон красными и белыми камнями. Аналогий почти нет: на данный момент известен лишь один портрет девушки с подобным украшением в собрании Государственного исторического музея. Это гравюра неизвестного мастера 1-й четверти XIX века  (ранее она атрибутировалась как «Дочь атамана М. И. Платова Мария»). В правом ухе девушки сережка в виде миниатюрной копии сабли «За храбрость»  и знака ордена Святого Георгия. Но история появления этого необычного украшения остается пока загадкой.

 

 

 

 

 

 

 

Парные портреты являют собой провинциальный вариант живописных романтизированных женских «головок» эпохи классицизма. Обе модели изображены погрудно, с кокетливым наклоном головы. Девушки чрезвычайно похожи, как сестры-близнецы. Однако можно предположить, что это портрет одной девушки, лицо которой дано как бы в зеркальном отражении.  «Портрет с сережкой», предположительно, не закончен. Художник явно не справился с анатомическим построением рисунка фигуры и общим композиционным решением. Можно только гадать, чем руководствовался автор и что хотел подчеркнуть, изобразив свою модель в двух разных трактовках. 

 

Архив экспонатов