Экспонат месяца

Иван Лебедев. «СТАРИК С ГЛОБУСОМ» (Галилей). 1880 год. Холст, масло

Герой картины – выдающийся итальянский физик, механик, философ и математик, изобретатель телескопа, астроном, оказавший значительное влияние на науку. Последователь Коперника, Галилей был сторонником гелиоцентрической системы мира, что привело его к конфликту с...

Открытка «Великая борьба народов». Худ. А.А. Карелин. Изд-во Н.Н. Харитонова и Яковенко. Петроград

В 1914-1918 гг. музей М.Н. Бардыгина пополнился собранием разнообразных открыток периода Первой мировой войны: графические линейные или контурные, насыщенные штриховые, черно-белые и цветные карикатуры в единичном изображении или в многочисленных сюжетах.

Открытки Первой мировой войны отражают восприятие политических ситуаций и национальный характер воюющих сторон. Военная открытка была самым распространенным и, зачастую, единственным средством связи солдат на фронте с их семьями и друзьями на родине.

Политики разных стран давно оценили, каким грозным оружием в полемике с врагами может быть сатирическая графика, растиражированная на печатном станке, и вовсю использовали пропагандистскую открытку для борьбы с противником.

В условиях тотальной войны, когда пропаганда, осуществлявшаяся в том числе и через почтовые карточки, наряду с военной силой и экономическим давлением, стала третьим «оружием массового поражения» в борьбе с неприятелем, карикатура пережила настоящий подъем во всех странах.

Издатели быстро оценили возможности, открывшиеся перед ними с началом войны, поэтому открытки появились уже через 3 дня после объявления войны (4 августа 1914 г.).

Военная открытка разнополюсна: на одном полюсе пропаганды - возвеличенный образ «своих» в национальных символах (герб, флаг, национальные герои, религиозные святыни) для пробуждения гражданской солидарности, патриотизма, самопожертвования. На другом полюсе – формирование образа врага, безжалостным высмеиванием, обвинением во всех бедах начавшейся войны, дабы вызвать чувство неприязни к «чужим», одновременно усиливая чувство солидарности.

Излюбленной «мишенью» для художников-карикатуристов стал кайзер Германии Вильгельм II, которого страны Антанты считали главным виновником военного конфликта. Демонический образ Вильгельма на цветной открытке художник Л. Т. Злотников представляет в облике черта, с угрозой указывающего на Реймский собор в огне и дыму. В карикатурах варьировался образы Вильгельма, в которых его изображали неудавшимся Наполеоном или в образе бульдога, а то и в образе ощетинившегося волка, попавшего в овчарню.

Иногда карикатура имела предметную форму. Таковыми в коллекции М.Н. Бардыгина являются игрушки-карикатуры на Вильгельма II и Франца Иосифа I. Карикатура на Бисмарка в форме щелкуна для орехов находит параллель обратного смысла в открытке-карикатуре издательства журнала «Новый Сатирикон». Известный художник-карикатурист А.А. Радаков использовал тему щелкуна для орехов так: солдаты в формах армий союзников России приводят в действие рычаг щелкуна-казака; в зубах которого зажата голова кричащего и стремящегося высвободиться Вильгельма.

Игрушка-карикатура «Казак» исполнена в духе детской подвижной игрушки. С помощью металлической спицы фигура казака приходит в движение и кулаком ударяет по физиономиям солдат вражеских армий. Изображение в стиле русской подвижной игрушки «кузнецы» мы встречаем и на открытках, где вместо наковальни – голова болгарского царя Фердинанда, колеблющегося в своем выборе. Как написано на открытке, где царь с закрытыми глазами гадает на пальцах: «Вотъ, если бы знать, кто победит, сейчас бы къ нему присоединился!». А в фигурках «кузнецов» легко угадывается русский казак и Франц Иосиф.

Часто встречающаяся тема открыток – технический символ военной техники Первой мировой войны – дирижабли жесткого типа, чаще именуемые цепеллинами. Достоинство таких летательных аппаратов в роли военных машин были очевидны – огромная грузоподъемность и дальность полета до 4 тыс. км, бомбовая нагрузка до 8-ми тонн. Единственный неоспоримый недостаток – уязвимость конструкции (огромные оболочки были наполнены пожароопасным водородом – идеальная цель для вражеских истребителей, по которым сложно промахнуться). На открытке «Германский воздушный флот» Вильгельм, обхватив пивную кружку, восседает на бочке, привязанной к цепеллину в виде колбасы. А художник Н. Ремизов изобразил летящий в небе над Парижем немецкий цепеллин в форме свиньи с усами Вильгельма, из-под хвоста свиньи на город падают и рвутся бомбы.

Коллекция открыток «Первая мировая война в открытках» собрана в большом фотоальбоме. «Открытые письма» выполнены разными издательствами Москвы, Петрограда, Киева, Варшавы, Вильно, Женевы, Парижа. Изучение карикатурных образов, созданных художниками в 1914-1918 гг., проливает свет на особенности военно-политической пропаганды драматического периода мировой истории начала XX века.

текст и фото Хлебникова Светлана Николаевна, научный сотрудник фондового отдела ЕИХМ

Архив экспонатов