История

Музей в Егорьевске был создан в 1911 г. по инициативе и на средства местного текстильного фабриканта и мецената Михаила Никифоровича Бардыгина. Первоначально музей размещался в здании фабричной библиотеки, после революции 1917 г. не имел собственного здания.

С 1946 г. Егорьевский краеведческий музей находился в доме купца Кулакова (ныне отдел истории ЕИХМ). В 1989 г. для размещения сохранившихся коллекций М.Н. Бардыгина музею был передан полуразрушенный особняк в центре города (памятник архитектуры XIX в.). Десять лет длилась реставрация и приспособление здания под музей, подготовка коллекций к экспонированию. 25 сентября 1999 г. художественный отдел Егорьевского историко-художественного музея (с 1992 г.) открыл свои двери для посетителей.

Художественный проект экспозиции выполнен лауреатом Государственной премии РФ, музейным дизайнером Евгением Абрамовичем Розенблюмом (1919-2000).

1911 — 1945
 
Музей в Егорьевске был создан в 1911 г. по инициативе и на средства егорьевского текстильного фабриканта Михаила Никифоровича Бардыгина (1864-1933). М.Н. Бардыгин был женат на Глафире Васильевне, урожденной Постниковой. Ее брат, Владимир Постников был известным коллекционером, к тому же он был зятем и другом Алексея Александровича Бахрушина, подарившего Москве Театральный музей, носящий ныне его имя. Старший сын М.Н. Бардыгина Никифор был женат на племяннице А. Бахрушина.

В Егорьевске первоначально была создана фабричная библиотека (1909), которой предназначалась роль культурного центра. А в 1910 г. музейный отдел библиотеки получил первые экспонаты из антикварного магазина В. Постникова, которому и принадлежала инициатива создания музея. Развитие музея шло благодаря содействию всех взрослых членов семьи Бардыгиных. Основатели считали создание ценного бытового и археологического музея делом общегосударственным и вместе с тем возвышающим Егорьевск в культурном отношении.

Музей как «Частное собрание русской старины» отделился от библиотеки в 1911 г. (с 1915 г. - Музей  Императорского Московского Археологического института им. Николая II.) Первым директором его стал Алексей Алексеевич Виталь. Известно о нем совсем немного: этот человек был высокообразован, возможно, происходил из учительской среды. Им были написаны книги: «Егорьевский городской голова Н.М. Бардыгин» (1909) и «М.Е. Казьмин – 50 лет службы». А. Виталь  был слушателем Археологического института, участвовал в съезде деятелей музеев в Москве, вел обширную переписку, закупку, учет, хранение музейных вещей. Подаренный городу музей продолжал финансироваться М.Н. Бардыгиным. К 1913 г. коллекция музея насчитывала более 10 000 экспонатов и оценивалась в 200 000 рублей.

В коллекции были представлены старинные головные уборы, одежды, деревянные резные и расписные изделия, медная и железная посуда, иконы, фарфор, стекло, старопечатные книги, царские грамоты, рукописи, автографы писателей. Пополнялся музей за счет закупок в антикварных магазинах, в частных коллекциях, в результате ежегодных поездок А. Виталя по России.

Первоначально музей и библиотека размещались в здании бардыгинского клуба, где "золотая" молодежь развлекалась биллиардом, картами, музыкой, танцами и буфетом. Музей был бесплатным. Посещали его не только местные жители, но и приглашенные из Москвы. Предполагалось приступить к специальному оборудованию музея, построить для него новое здание, проект которого был заказан А.В. Щусеву. Но Первая мировая война и революция 1917 г. помешали этим планам осуществиться.

В Советское время музей был возобновлен в 1922 г. под названием Егорьевский музей древностей, а с 1945 г.  он получил статус Егорьевского краеведческого музея.

В первые годы советской власти у города не было средств и кадров, чтобы сохранить музей. Многие экспонаты были расхищены, испорчены от неправильного хранения. Часть экспонатов была передана в центральные музеи страны (музей истории религии и атеизма в Ленинграде, в Третьяковскую галерею, музеи при Московском Университете, музей древнерусской живописи им. А. Рублева и др.).

Меняется предназначение музея. Отныне его экспозиция должна отражать задачи диктатуры пролетариата и победное шествие социализма, а коллекции – подчеркивать классовые разногласия. Музей несколько раз переезжает из одного помещения в другое. Он размещается то в детской спортивной школе на ул. Тупицына (здание не сохранилось), то в церкви св. Троицы Мариинского женского монастыря (с 17 августа 1929 г.). В годы Великой Отечественной войны экспозиция музея была свернута и перевезена в неохраняемый храм св. А. Невского.

 

1945-1999

Жизнь егорьевского краеведческого музея после Великой Отечественной войны на протяжении 40 лет была связана с личностью Эстер Яковлевны Равиной. Ровесница музея родилась в 1911 г. в Перми. Закончив биологический факультет МГУ, она работала Истринском музее-заповеднике, разместившемся в Ново-Иерусалимском монастыре.

В сентябре 1945 г. Э.Я. Равину назначают в Егорьевск директором краеведческого музея. Храм св. А. Невского открывают для богослужений, а под музей отдают здание восьмилетней школы (до революции этот дом принадлежал купцу Кулакову, сейчас в нем располагается отдел истории ЕИХМ). 1 мая 1946 г. музей был открыт вновь. Будучи биологом, Э.Я. Равина занимается комплектованием отдела природы. Естественнонаучная коллекция музея становится одной из самых значительных среди подмосковных музеев.

Период развитого социализма – не время для экспериментов. Экспозиция строится в соответствии с методичкой: здесь, как во всех других музеях, есть разделы «Происхождение человека», «Археология», «История города», «Развитие капитализма», «Революционное движение», «Великая Отечественная война», «Социалистическое строительство»... Э.Я. Равиной частенько попадало от партийных органов за недостаточное количество лозунгов и цитат в экспозиции. Она прячет и спасает от строгих инспекторов из области старопечатные и рукописные церковные книги, которые предписано уничтожить как вредные и ненужные.

В музее собирается общество краеведов, которое возглавляет учитель русского языка и литературы Александр Иванович Могальков. На протяжении нескольких десятков лет он ведет переписку с архивами, очевидцами важных событий, родственниками, знакомыми, потомками известных людей, шаг за шагом восстанавливая цепочку исторических событий. Он открывает егорьевцам имена выдающихся земляков – И.Э. Грабаря, В.Н. Житовой – сестры И.С. Тургенева, Я.И. Ганнибала – городничего Егорьевска, Г.И. Благонравова – наркома путей сообщения, фабрикантов Хлудовых, Бардыгиных, актрис Е. Лешковской, Е. Турчаниновой, Е. Гоголевой и многих других.

С 1985 г. на посту директора музея Э.Я. Равину сменила Наталия Николаевна Артемова, а в 1992 г. районный краеведческий музей был преобразован в историко-художественный. 

В 1989 г. для размещения сохранившихся коллекций М.Н. Бардыгина музею был передан полуразрушенный особняк (бывший дом купцов Никитиных) в центре города. Это здание было выстроено в 50-е гг. XIX в. и представляло собой дом с лавками.

В советское время на первом этаже дома размещались магазины «Обувь» и «Рыба», неотапливаемые торговые склады с земляным полом. На втором этаже одно время находился городской отдел народного образования, а затем ясли им. Клары Цеткин. Когда в конце 1970-х гг. сгорела угольная котельная, ясли закрыли, второй этаж опустел.

После стольких лет запустения дом представлял удручающее зрелище: в кровле зияли огромные дыры, влага насквозь пропитала стены и перекрытия; рамы сгнили, потолок угрожающе провис, местами обвалился, не было отопления, коммуникаций, по стенам зияли трещины… Почти неразрешимой проблемой стал поиск подрядчика. Строительный трест, кооперативы отказывались от этой работы. Но нашелся один смельчак – Вячеслав Яковлевич Жарков, руководитель строительного кооператива «Гамма».

Кроме здания, которое приходилось поднимать из руин, нужно было подготовить коллекции к экспонированию. Большая часть предметов, особенно живопись, иконы, металл, головные уборы, деревянная скульптура была непригодна для демонстрации. Свыше двухсот предметов было отреставрировано в лучших реставрационных мастерских на безвозмездной основе.

На протяжении всего десятилетия надежным партнером музея оставался Глава Егорьевского района Михаил Трофимович Лавров.
 

с 1999

Художественный отдел Егорьевского историко-художественного музея был открыт 25 сентября 1999 г. Для создания художественного проекта экспозиции был приглашен самый неординарный музейный дизайнер – профессор Международной академии архитектуры, лауреат Государственной премии РФ Евгений Абрамович Розенблюм. Художник придал музею необыкновенно яркий, жизнеутверждающий колорит, опрокинувший представление о музее как о скучном, пыльном хранилище.

С самого начала предполагалось, что музей будет не только выставкой старинных вещей, но и местом, привлекательным для общения людей. Экспозиция, площадью 1,5 тысячи кв. м, размещена в анфиладе залов. При экспонировании был применен коллекционный метод показа, как и задумывали основатели.

Залы украшены орнаментами, которые перешли в архитектурные формы со страниц рукописных старообрядческих книг местного гуслицкого письма. Самобытные и красочные росписи создают необыкновенную праздничную атмосферу. В драпировках окон и витрин используются активные, насыщенные цвета. Витрины в форме кристалла, разработанные по специальному проекту, подчеркивают драгоценность предметов, заключенных в них.

Путь к «живому музею» позволили проложить проекты, осуществленные на гранты Благотворительного фонда В. Потанина в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»: светоакустическая экспозиция «Феерия света» (2007), интерактивная выставка-детектив «Британский след» (2008), мультимедийная интерактивная обучающая экспозиция «Четвертое измерение» (2009).

Настоящим чудом новой истории музея стало издание необыкновенного фолианта «Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из коллекции М.Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея». 400-страничная книга-альбом увидела свет в 2009 году благодаря победе музея в конкурсе «Первая публикация», проводимом Издательской программой «Интерроса» и Благотворительным фондом В.Потанина.

Издание содержит изображения и описания более 250 экспонатов, развернутую историю музея. К работе над книгой, помимо сотрудников Егорьевского музея, были привлечены специалисты Государственного Исторического музея, Государственной Третьяковской галереи. Роскошное издание, напечатанное в Италии, ввело коллекции Егорьевского музея в культурное пространство России, повысило общественный интерес к Егорьевскому музею как части культурного наследия России. Экземпляры альбома были переданы в крупнейшие библиотеки и музеи страны. В 2009 году «Егорьевские диковины» были представлены на международных книжных ярмарках во Франкфурте и Лондоне.

В 2010 г. Егорьевский историко-художественный музей вошел в число тридцати лучших музеев Европы, став номинантом на премию конкурса «Европейский музей года-2010». Егорьевскому музею был вручен диплом за высокое общественное качество музейной деятельности. Музей был особо отмечен жюри за современную философию, рассматривающую музеи как инструмент социальных перемен, за отбор предметов в экспозиции, провоцирующий диалог об их назначении. 

В сентябре 2010 года проект Егорьевского музея «Возвращение музея» был награжден дипломом музейного конкурса Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» «За вклад в дело сохранения исторического наследия России и памяти о ее героях, высокую духовную и гражданскую позицию». В декабре 2010 года коллектив Егорьевского историко-художественного музея был удостоен Премии Губернатора Московской области «За достижения в области культуры и искусства».

Впереди у музея новые замыслы и проекты, направленные на то, чтобы достучаться до сердец всех посетителей, в том числе и тех, кто, возможно, пока равнодушен к художественному наследию своих предков.

 

2025 

В 2020 отдел истории Егорьевского историко-художественного музея закрывается на реконструкцию. Дом купца Кулакова получил новую жизнь благодаря программе «Национальные проекты России».

В 2023 году, впервые наш музей стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив в области культуры и академического (классического) искусства с проектом "Ворота в Мещеру". Благодаря этому проекту первый этаж Краеведческого музея - два раздела "Ворота в Мещеру" и "Село Высокое" воплощены в жизнь. 

Создание экспозиции нового, мультимедийного и интерактивного типа - интересный, необычный и сложный опыт для всей команды музея. За короткий срок (почти 2 года) были собраны, оцифрованы все недостающие материалы по таким разделам, как культура, образование, наука, медицина, спорт, советский быт и даже разработаны направления дальнейшего путешествия туриста или гостей Егорьевска по близлежащим городам с демонстрацией достопримечательностей в 3D графике.

Новый способ знакомства посетителя с историей города - 20 виртуальных гидов - рассказчиков, жителей наших мест. Разработано 16 викторин-заданий. За 2 года работы над экспозицией мы создали 20 интерактивных проектов!

В конце путешествия по городу прошлому, мы предлагаем нашим гостям представить Егорьевск будущего. Каким он будет? Зависит от нас! Но сегодня наши фантазии мы представляем на стенах музея!

21 сентября 2024 года состоялось торжественное открытие отдела истории. Музей «вышел на улицы города». От музея до музея развернулись тематические площадки "Музей без границ", оживляя вехи истории города.

С 22 сентября музей открыт для посещения. Войдя в музей, вы попадаете улицы старинного города. Благодаря новым технологиям веселые «объегориватели» расскажут предания, сплетни о своей жизни. Как в любом городе, история и современность соединяются в единый образ замечательного городка, славного своими выдающимися людьми, умениями, предприимчивостью.